Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"


Федеральный закон от 18 июля 2005 № 92-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"


Текст Закона Российской Федерации 
от 10 июля 1992 № 3266-1 
"Об образовании" 
В РЕДАКЦИИ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ ДО
ДО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Федеральным законом
от 18 июля 2005 № 92-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
Текст Закона Российской Федерации 
от 10 июля 1992 № 3266-1 
"Об образовании" 
С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ
ВНЕСЕННЫХ
Федеральным законом
от 18 июля 2005 № 92-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
1 2
Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517) следующие изменения: 

1) статью 8 дополнить абзацем следующего содержания:

"объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.";
Статья 8. Понятие системы образования 

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: 
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; 
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; 
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Статья 8. Понятие системы образования 

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: 
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; 
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; 
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; 
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Комментарий: Дополнение статьи 8 Закона об образовании новым абзацем, включающим в систему образования объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования, является следствием расширения количества субъектов участвующих в формировании образовательного пространства в России, и объясняется необходимостью более четкого определения их правового статуса. 
В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона об образовании образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). В качестве примера можно привести Ассоциацию негосударственных высших учебных заведений России. Между указанной Ассоциацией и существовавшим в то время Министерством образования Российской Федерации было заключено Соглашение о сотрудничестве в области лицензирования и государственной аккредитации негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от 14 апреля 2003 г. № 4/1. 
Следует отметить деятельность учебно-методических объединений. В соответствии с приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 г. № 1742 «Об утверждении Типового положения об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации» учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации является государственно - общественным объединением в системе высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации. Основными задачами учебно-методического объединения (УМО) являются участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов, координация действий научно - педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования, разработка предложений по структуре отнесенной к его компетенции области высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ. УМО создается федеральным органом управления высшим профессиональным образованием или иным государственным органом управления образованием. 
Особенности деятельности отдельных видов УМО установлены приказом Минобразования России от 6 ноября 2003 г. № 4159 «О научно-методическом совете Минобразования России по русскому языку и культуре речи», приказом Минобразования России от 20 ноября 2003 г. № 4319 «Об учебно-методических советах по группам специальностей среднего профессионального образования», письмом Минобразования России от 26 августа 2003 г. № 14-52-994ин/13 «О деятельности УМО», приказом Минобразования России от 26 октября 2000 г. № 3085 «Об учебно-методических объединениях в области педагогического образования» и т.д.
2) пункт 1 статьи 17 дополнить абзацем следующего содержания: 
"Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.";
Статья 17. Реализация общеобразовательных программ 

1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Статья 17. Реализация общеобразовательных программ 

1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). 
Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. 
3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 
4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). 
Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения. 
5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. 
3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 
4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). 
Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения. 
5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Комментарий: Статья 17 Закона об образовании является одной из девяти статей Закона об образовании (ст.ст. 17 – 26), в которых приводятся основные особенности и квалифицирующие признаки уровней (ступеней) образования. В качестве таковых законодатель счел нужным привести в указанных статьях положения о типах образовательных учреждений, в которых может быть реализована образовательная программа того или иного уровня. 
Представляется, что пункт 1 статьи 17 Закона об образовании следует толковать как устанавливающий обязанность образовательных учреждений определенных типов реализовывать общеобразовательные программы, в то время как иные образовательные программы из потенциально возможных могут реализовываться факультативно. 
Новая редакция комментируемой статьи расширяет возможности реализации конституционного права на получение общего образования, в содержание которого включается и конституционная обязанность родителей обеспечить получение детьми обязательного уровня основного общего образования. Такая тенденция представляется позитивной, поскольку в большей степени обеспечивает профильный характер общего образования и его преемственность по отношению к последующим ступеням образования, а также смягчает трудности периода адаптации выпускника общеобразовательного учреждения к условиям обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении.
3) в пункте 1 статьи 20 слово "устанавливаемым" заменить словами "утверждаемым в порядке, установленном";
Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ 

1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным настоящим Законом. 
2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 
3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования.
Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ 

1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным настоящим Законом. 
2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 
3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования.
Комментарий: Внесенные изменения допускают возможность делегирования Правительством РФ функций по утверждению перечня профессий и специальностей, по которому ведется подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня, федеральному органу исполнительной власти.
4) пункт 3 статьи 21 изложить в следующей редакции: 
"3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.";
Статья 21. Профессиональная подготовка 

1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. 
2. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. 
3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.
Статья 21. Профессиональная подготовка 

1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. 
2. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. 
3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
Комментарий:
1. При внесении рассматриваемых изменений законодатель исходил из следующего: 
- установленный пунктом 3 статьи 21 Закона об образовании в предыдущей редакции закрытый перечень типов и видов образовательных учреждений, в которых может осуществляться профессиональная подготовка, ограничивал возможности реализации программ профессиональной подготовки в образовательных учреждениях иных типов и видов; 
- профессиональная подготовка представляет собой получение небольшого объема знаний и навыков (в том числе практических), необходимых для выполнения определенной работы или групп работ, в связи с чем может осуществляться не только в образовательном учреждении, но и в соответствующих подразделениях организаций, то есть непосредственно на производстве. 
2. Диспозитивность комментируемой нормы обусловлена стремлением законодателя предоставить больше возможностей для удовлетворения потребности населения в получении профессиональной подготовки различными способами: не только в образовательном учреждении, но и в соответствующих подразделениях организаций, и в порядке индивидуальной подготовки. 
3. Следует также отметить, что  формулировка комментируемой нормы пункта в предыдущей редакции давала основания для включения учебно-производственных мастерских и учебных участков в число образовательных учреждений, в то время как иные нормы действующего законодательства не дают основания для включения учебно-производственных мастерских и учебных участков в число образовательных учреждений. В связи с вышесказанным возникает вопрос, в контексте действующей редакции пункта 3 статьи 21 Закона об образовании, относятся ли учебно-производственные мастерские и учебные участки к образовательным учреждениям? Следует ли полагать, что осуществление профессиональной подготовки в учебно-производственных мастерских и учебных участках (цехах) после внесения изменений невозможно? 
Представляется, что в контексте действующей редакции пункта 3 статьи 21 Закона об образовании, учебно-производственные мастерские и учебные участки входят в понятие "образовательные подразделения организаций", что дает им возможность реализовывать только образовательные программы профессиональной подготовки при наличии соответствующих лицензий.
5) статью 22 изложить в следующей редакции: 

"Статья 22. Начальное профессиональное образование 

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.";
Статья 22. Начальное профессиональное образование 

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. 
По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. 
2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Статья 22. Начальное профессиональное образование 

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. 
2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
Комментарий
Новая редакция статьи 22 Закона об образовании расширила перечень типов и видов образовательных учреждений, в которых возможно получение начального профессионального образования. Так, помимо образовательных учреждений начального профессионального образования, начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 
Возможность получения начального профессионального образования на базе среднего (полного) образования с момента внесения соответствующих изменений больше не является исключением из общего правила получения начального профессионального образования на базе исключительно основного общего образования, что, несомненно, положительно скажется на доступности начального и среднего профессионального образования для граждан, получивших среднее (полное) общее образование. 
Следует отметить, что статья 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает право структурных подразделений высшего учебного заведения реализовывать образовательные программы начального профессионального образования. Таким образом, внесенные изменения устраняют коллизию между двумя рассматриваемыми законами.
6) пункт 2 статьи 23 изложить в следующей редакции: 
"2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по  сокращенным программам.".
Статья 23. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. 
2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Статья 23. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. 
2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. 
4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. 
4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Комментарий:
Из перечня граждан, получающих среднее профессиональное образование по сокращенным программам, исключены граждане, имеющие среднее (полное) общее образование. Данное изменение представляется оправданным, поскольку оно устраняет неравенство прав граждан, получающих среднее профессиональное образование. Как и начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование осуществляется на базе основного общего или среднего (полного) общего образования. Как следует из п. 2 и п. 4 ст. 9 Закона об образовании, общеобразовательные программы направлены… на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, а профессиональные образовательные программы –  на решение задач последовательного повышения… общеобразовательного уровня… Таким образом, преемственность и последовательность указанных целей не позволяет ставить вопрос о сокращенном освоении программ последующего уровня только на основании освоения программ предыдущего уровня. 

Возврат к списку