Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

В комментариях используется сокращение – Закон об образовании


Федеральный закон от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»

По тексту


Текст Закона Российской Федерации 
от 10 июля 1992 № 3266-1 
"Об образовании"
В РЕДАКЦИИ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ ДО
ДО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Федеральным законом
от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»
Текст Закона Российской Федерации 
от 10 июля 1992 № 3266-1 
"Об образовании"
С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ
ВНЕСЕННЫХ
Федеральным законом
от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»
12
Статья 2

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:
1) в пункте 3 статьи 16:
а) в абзаце первом слова "среднего профессионального," заменить словами "среднего профессионального образования, в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения";
б) в абзацах втором, седьмом и восьмом слова "среднего профессионального и" заменить словами "среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения";

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения 

1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. 
Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. 
2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 
3. Прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня. 



Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются: 


дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; 
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; 
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий. 
Преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы. 


Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения 

1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. 
Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. 
2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 
3. Прием граждан в государственные образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования, в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня. 
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются: 
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; 
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; 
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий. 
Преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы. 
Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.
Комментарий
Изменения, внесенные в пункт 3 статьи 16 Закона об образовании имеют целью включить в состав в состав субъектов правоотношений, регулируемых пунктом 3 статьи 16 Закона об образовании, образовательные учреждения высшего профессионального образования, учрежденные муниципальными образованиями. 
Комментируемые изменения направлены на расширение гарантий конституционных прав граждан. В соответствии с частью 3 статьи 43 Конституции РФ, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 5 Закона об образовании, в п. 4 ст. 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».  
Предыдущая редакция ст. 16 Закона об образовании формально не позволяла льготным категориям граждан, перечисленным в рассматриваемой норме Закона, и  победителям и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников претендовать на льготные условия поступления в муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, что, безусловно, приводило к ущемлению прав на образование указанных категорий граждан.  
Такая ситуация сложилась в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым слово «муниципальное» в соответствующем падеже было исключено из пунктов 1, 2, 7 и 8 ст. 16 Закона об образовании. Целый год с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года (момент вступления в силу Федерального закона № 199-ФЗ) граждане льготных категорий были лишены права на поступление в муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в упрощенном порядке, установленном ст. 16 Закона.  
Таким образом, комментируемые изменения направлены на приведение текста Закона об образовании в соответствие с Конституцией РФ, а также – на совершенствование разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. 
Аналогичные изменения внесены и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
2) статью 27 дополнить пунктом 7 следующего содержания: 
"7. Организация обеспечения образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации осуществляется: 
1) в отношении федеральных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
2) в отношении иных образовательных учреждений - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации."; 

Статья 27. Документы об образовании 

1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения. 
2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. 
3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. 
4. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования. 
Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу. 
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 
1) основное общее образование; 
2) среднее (полное) общее образование; 
3) начальное профессиональное образование; 
4) среднее профессиональное образование; 
5) высшее профессиональное образование; 
6) послевузовское профессиональное образование. 
6. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.
Статья 27. Документы об образовании 

1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения. 
2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. 
3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. 
4. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования. 
Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу. 
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 
1) основное общее образование; 
2) среднее (полное) общее образование; 
3) начальное профессиональное образование; 
4) среднее профессиональное образование; 
5) высшее профессиональное образование; 
6) послевузовское профессиональное образование. 
6. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца. 
7. Организация обеспечения образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации осуществляется:
1) в отношении федеральных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
2) в отношении иных образовательных учреждений - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Комментарий
Дополнение статьи 27 Закона об образовании новым пунктом, определяющим компетенцию органов исполнительной власти различных уровней по обеспечению образовательных учреждений различной формы собственности бланками документов государственного образца об уровне образования, является следствием проводимой политики разграничения полномочий в пределах предметов совместного ведения. 
Следует отметить, что вопросы обеспечения образовательных учреждений бланками документов государственного образца об уровне образования урегулированы также в следующих подзаконных актах:  
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 65 «Об утверждении инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов»;  
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. N 3832 «Об утверждении инструкции о порядке получения, учета, хранения, заполнения бланков дипломов, свидетельств, выписок итоговых оценок успеваемости к ним и выдачи документов государственного образца об уровне образования и квалификации выпускникам образовательных учреждений начального профессионального образования»;  
- постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10 апреля 1996 г. N 6 «Об утверждении инструкции о порядке введения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании»;  
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. N 143 «Об утверждении положения о порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании.
3) в статье 28: 
а) подпункт 8 изложить в следующей редакции: 
"8) создание, реорганизация и ликвидация федеральных образовательных учреждений;"; 
б) подпункт 21 изложить в следующей редакции: 
"21) надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и качества образования (в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов), принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием;"; 
в) подпункт 24 изложить в следующей редакции: 
"24) лицензирование, аттестация и государственная аккредитация федеральных образовательных учреждений, а также высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам."; 

Статья 28. Компетенция Российской Федерации в области образования 

В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: 
1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования; 
2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; 
2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования; 
3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования; 
4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов; 
5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; 
6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений; 
7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; 
8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы); 
9) утратил силу. 
10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; 
11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; 
12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием; 
13) установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях; 
14) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской Федерации документов об образовании иностранных государств; 
15) утратил силу.  
16) установление: 
федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений; 
общих принципов финансирования образовательных услуг; 
образовательного ценза педагогических работников; 
ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп; 
социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита; 
федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 
порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий; 
17) финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг; 
18) ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; 
19) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, учебной литературы и учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования; 
20) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием; 
21) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;








22) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования; 
23) издание нормативных документов в пределах своей компетенции; 
24) лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.
Статья 28. Компетенция Российской Федерации в области образования 

В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: 
1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования; 
2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; 
2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования; 
3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования; 
4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов; 
5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; 
6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений; 
7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; 
8) создание, реорганизация и ликвидация федеральных образовательных учреждений;







9) утратил силу.  
10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; 
11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; 
12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием; 
13) установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях; 
14) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской Федерации документов об образовании иностранных государств; 
15) утратил силу. 
16) установление: 
федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений; 
общих принципов финансирования образовательных услуг; 
образовательного ценза педагогических работников; 
ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп; 
социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита; 
федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 
порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий; 
17) финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг; 
18) ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; 
19) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, учебной литературы и учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования; 
20) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием; 
21) надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и качества образования (в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов), принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием;
22) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования; 
23) издание нормативных документов в пределах своей компетенции; 
24) лицензирование, аттестация и государственная аккредитация федеральных образовательных учреждений, а также высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам.
Комментарий:
Изменения, внесенные в статью 28 Закона об образовании направлены совершенствование разграничения полномочий. Так, часть полномочий Российской Федерации в области управления образованием передаются в компетенцию субъекта РФ. 
До внесения комментируемых изменений в статью 28 Закона об образовании к компетенции федеральных органов управления образованием относились вопросы аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от формы собственности, т.е. учрежденных как федеральными органами власти, так и субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. 
Следует отметить, что до внесения изменений в законодательные акты, направленные на реализацию административной реформы, указанными полномочиями органы управления образованием субъектов Российской Федерации обладали. 
Новая редакция, вернула органам управления образованием субъектов Российской Федерации право осуществлять аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации. Таким образом полномочия по аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений распределились следующим образом: 
федеральные органы управления образованием: федеральные образовательные учреждения, а также высшие учебные заведения независимо от формы собственности (федеральные, муниципальные и негосударственные); 
органы управления образованием субъектов РФ: образовательные учреждения остальных типов (общеобразовательных, начального и среднего профессионального образования и других). 
В сфере лицензирования полномочия не перераспределялись:  
федеральные органы управления образованием осуществляют лицензирование федеральных образовательных учреждений, а также высших учебных заведений независимо от формы собственности (федеральные, муниципальные и негосударственные); 
органы управления образованием субъектов РФ осуществляют лицензирование образовательных учреждений остальных типов: общеобразовательных, начального и среднего профессионального образования и других. 
Следует также отметить, что из перечня полномочий федеральных органов управления образованием изъяты полномочия по формированию государственной аттестационной службы. Государственная аттестационная служба упоминается в Законе об образовании и в иных нормативно-правовых актах в качестве специализированного органа, осуществляющего государственную аттестацию образовательных учреждений, контроль и надзор их деятельности, а также научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников (см. п. 5 ст. 15, п. 19, 21 ст. 33, ст. 38, ст. 49 Закона об образовании).  
Тем временем в настоящее время государственная аттестационная служба не создана. В соответствии с п. 6 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утв. приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 мая 1998 г. № 1327до создания государственной аттестационной службы аттестация проводится: 
Минобразованием России - образовательных учреждений, подчиненных Министерству, за исключением учреждений начального профессионального образования, а также российских образовательных учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации; 
государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации либо по их поручению или доверенности органами местного самоуправления, либо государственными аттестационными службами субъектов Российской Федерации - учреждений начального профессионального образования и других образовательных учреждений всех типов и видов, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации. 
Полномочия по контролю и надзору деятельности образовательных учреждений, по проведению государственной аттестации образовательных учреждений, по контролю качества образования в настоящее время возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (см. Положение о федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300).
4) в статье 29: 
а) подпункт 6.1 после слов "общедоступного и бесплатного" дополнить словом "дошкольного,"; 
б) дополнить подпунктами 6.2 и 6.3 следующего содержания: 
"6.2) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; 
6.3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;"; 
в) подпункт 7 изложить в следующей редакции: 
"7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений), а также лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации);"; 
г) дополнить подпунктом 16.1 следующего содержания: 
"16.1) проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;"; 
д) подпункт 17 изложить в следующей редакции: 
"17) право осуществления надзора и контроля в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием;

Статья 29. Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования 

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: 
1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования; 
2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования; 
3) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 
4) утратил силу. 
5) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей; 
5.1) утратил силу. 
6) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); 
6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; 















7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;



8) установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; 
9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование; 
10) утратил силу. 
11) установление нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации; 
12) утратил силу. 
13) установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 
14) утратил силу. 
15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; 
16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников; 


17) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;


18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
Статья 29. Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования 

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: 
1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования; 
2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования; 
3) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 
4) утратил силу. 
5) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей; 
5.1) утратил силу. 
6) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); 
6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; 
6.2) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;
6.3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;
7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений), а также лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации);
8) установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; 
9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование; 
10) утратил силу. 
11) установление нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации; 
12) утратил силу. 
13) установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 
14) утратил силу. 
15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; 
16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников; 
16.1) проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
17) право осуществления надзора и контроля в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием;
18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
Комментарий
1. Пункт 6.1. статьи 29 Закона об образовании в новой редакции предусматривает возникновение обязанности субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, посредством выделения субвенций местным бюджетам для обеспечения общедоступности и бесплатности дошкольного образования. 
Обязанность субъекта РФ по финансированию бесплатного дошкольного образования была первоначально добавлена в текст комментируемой статьи Федеральным законом от 24 августа 2004 года № 122 ФЗ, затем, спустя четыре месяца –  исключена Федеральным законом от 29 декабря 2004 № 199-ФЗ. В течение всего 2005 года дошкольные учреждения были фактически лишены финансирования из бюджета субъектов РФ и из федерального бюджета, в связи с чем плата за содержание воспитанников постоянно повышалась ввиду невозможности местных бюджетов содержать дошкольные учреждения на том же уровне, который обеспечивался за счет государственного финансирования. С введением в действие новой редакции комментируемой статьи дошкольные образовательные учреждения получили право на финансирование из бюджета субъекта РФ в пределах, установленных комментируемой нормой.  
2. Если осуществление организационных мероприятий по предоставлению общего образования в общеобразовательных учреждениях возложено на муниципальные образования, то пункт 6.2. статьи 29 Закона об образовании в новой редакции предусматривает возникновение обязанности субъекта Российской Федерации организации предоставления общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных учреждениях отдельных видов: 
- в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,  
- в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 
- в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; 
- в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; 
- в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации). 
Пункт 6.3. статьи 29 Закона об образовании в новой редакции также устанавливает обязанность субъекта РФ по организации предоставления дополнительного профессионального образования и дополнительного образования детям, в образовательных учреждениях регионального значения. 
3. Изменения, внесенные в пункт 7 статьи 29 Закона об образовании, направлены на конкретизацию полномочий субъектов РФ в части создания образовательных учреждений (за исключением высших учебных заведений), а также на перераспределение полномочий в сфере аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. 
Внесенные изменения создают пробел в действующем законодательстве. Так, исключение из компетенции субъектов РФ полномочий по созданию государственных высших учебных заведений субъекта РФ исключает подобные образовательные учреждения из системы образования вообще. Таким образом, остаются лишь федеральные государственные вузы и муниципальные вузы. При этом лицензирование, аттестация и государственная аккредитация вузов всех форм собственности производится только федеральными органами управления образованием.  

5) пункт 6 статьи 30 изложить в следующей редакции: 
"6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, вправе в пределах своей компетенции инспектировать в порядке надзора на территории Российской Федерации образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования. Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливается Правительством Российской Федерации. 
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, вправе передавать осуществление части своих полномочий в порядке, установленном федеральным законом, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим контроль и надзор в сфере образования."; 

Статья 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием 

1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом. 
2. Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации законом, регулирующим деятельность Правительства Российской Федерации. 
3. Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. 
4. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. 
5. Федеральные органы исполнительной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов управления образованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свобод граждан. 
6. Федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием.
Статья 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием

1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом. 
2. Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации законом, регулирующим деятельность Правительства Российской Федерации. 
3. Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. 
4. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. 
5. Федеральные органы исполнительной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов управления образованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свобод граждан. 
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, вправе в пределах своей компетенции инспектировать в порядке надзора на территории Российской Федерации образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования. Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, вправе передавать осуществление части своих полномочий в порядке, установленном федеральным законом, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим контроль и надзор в сфере образования.
Комментарий
Новая редакция пункта 6 статьи 30 Закона об образовании конкретизирует контрольно-надзорные полномочия федерального органа управления образованием. В прежней редакции пункта 6 Закона об образовании правом инспектировать различные лица наделялись федеральные органы управления образованием. В ходе административной реформы, была создана трехуровневая система органов власти осуществляющие управление в одной сфере деятельности (правоустанавливающие, правоприменительные и организационно-хозяйственные). 
Таким образом, прежняя формулировка позволяла полагать, что проводить инспекции имеют право Минобрнауки России, Рособрнадзор и Рособразование. 
В новой редакции таким правом наделяется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, каковым является Рособрнадзор. Осуществление контроля и надзора не следует путать с различного рода проверками, проводимыми Рособразованием в отношении подведомственных учреждений. Осуществление контрольных и надзорных функций осуществляется в особом порядке, который определяется Правительством Российской Федерации. 
Также следует отметить, что новая редакция п. 6 ст. 29 Закона конкретизирует и перечень объектов контроля и надзора. Так, формулировка «любые образовательные учреждения» была заменена на «образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов», что представляется более точным, однако допускает разночтения в отношении образовательных учреждений различной формы собственности. Также новый порядок предусматривает проведение проверок не только органов управления образованием, но и иных органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора в сфере образования. 
Абзацем вторым пункта 6 статьи 30 Закона об образовании в новой редакции предусмотрена возможность делегирования части своих полномочий Рособрнадзором органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который осуществляет контроль и надзор в сфере образования. Вероятно, принятие этой нормы вызвано отсутствием территориальных органов у Рособрнадзора.
6) статью 31 дополнить пунктом 3 следующего содержания: 
"3. Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений."; 

Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования 
1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся: 
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 
2) организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района; 
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 
5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования; 
6) опека и попечительство. 
2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования 

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся: 
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 
2) организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района; 
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 
5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования; 
6) опека и попечительство. 
2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. 
3. Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений.
Комментарий
1. Дополнение статьи 31 Закона об образовании новым пунктом, имеет целью установить возможность создания образовательных учреждений высшего профессионального образования муниципальными образованиями. 
2. Для уяснения смысла данных изменений следует обратиться к вопросам разграничения полномочий различных уровней власти, произведенного до внесения рассматриваемых изменений. 
Федеральный закон, которым были внесены рассматриваемые изменения, принят в целях дальнейшего разграничения полномочий проводимых в ходе федеративной реформы. 
До вступления в силу указанного Федерального закона полномочия различных уровней власти в области образования, которые распределялись следующим образом: 
к полномочиям субъектов Российской Федерации были отнесены предоставление начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); 
к вопросам местного значения были отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 
Российская Федерация организует предоставление высшего и послевузовского профессионального образования. 
Исходя из своих полномочий, органы государственной власти и органы местного самоуправления были наделены правом создавать образовательные учреждения соответствующих типов. То есть для организации предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования органы местного самоуправления вправе были создавать общеобразовательные учреждения, органы власти субъектов Российской Федерации образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. 
В связи с тем, что организация предоставления высшего профессионального образования была отнесена к полномочиям Российской Федерации, создавать вузы вправе были только федеральные органы власти. 
Комментируемая норма в новой редакции дает право муниципальным органам создавать и финансировать деятельность высших учебных заведений. При этом лицензирование, аттестация и государственная аккредитация вузов всех форм собственности производится только федеральными органами управления образованием.
7) в статье 41: 
в пункте 10 слова "среднего профессионального и" заменить словами "среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения"; 
в пункте 11 слова "среднего профессионального и" заменить словами "среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения"; 


Статья 41. Финансирование образовательных учреждений 

1. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. 
2. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. 
Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. 
За счет средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. 
3. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации. 
4. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона). 
5 - 7. Утратили силу. 
8. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. 
9. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя. 
10. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. 


11. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Статья 41. Финансирование образовательных учреждений 

1. Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. 
2. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. 
Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. 
За счет средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. 
3. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации. 
4. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона). 
5 - 7. Утратили силу. 
8. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. 
9. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя. 
10. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. 
11. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Комментарий
В связи с установлением правомочия органа местного самоуправления городского округа создавать, реорганизовывать и ликвидировать высшие учебные заведения были внесены изменения в те статьи Закона об образовании, которые содержали нормы регулирующие отношения с участием высших учебных заведений. Изменения связаны с необходимостью распространения действия указанных норм на высшие учебные заведения создаваемые (либо созданные) муниципальными органами.
8) пункт 18 статьи 50 изложить в следующей редакции: 
"18. В случае прекращения деятельности государственного гражданского образовательного учреждения среднего профессионального образования, государственного или муниципального гражданского образовательного учреждения высшего профессионального образования студенты переводятся в другие образовательные учреждения.". 

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников 
1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. 
2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. 
3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. 
4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. 
Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения. 
5. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. 
6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки. 
7. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. 
Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 
8. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. 
9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. 
10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. 
Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. 
Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. 
11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. 
Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда. 
12. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. 
13. Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. 
Категории отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности. 
14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 
15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются. 
16. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 
17. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное образовательное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа. 
18. В случае прекращения деятельности государственного гражданского образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования студенты переводятся в другие образовательные учреждения.

19. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации. 
20. Утратил силу.  
21. Обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". 
22. Утратил силу.
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников 
1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. 
2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. 
3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. 
4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. 
Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения. 
5. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. 
6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки. 
7. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. 
Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 
8. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. 
9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. 
10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. 
Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. 
11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. 
Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда. 
12. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования. 
13. Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности. 
Категории отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности. 
14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 
15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются. 
16. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 
17. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное образовательное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа. 
18. В случае прекращения деятельности государственного гражданского образовательного учреждения среднего профессионального образования, государственного или муниципального гражданского образовательного учреждения высшего профессионального образования студенты переводятся в другие образовательные учреждения.
19. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации. 
20. Утратил силу. 
21. Обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". 
22. Утратил силу.
Комментарий
Рассматриваемое изменение также как и изменения внесенные в пункт 3 статьи 16, статью 31, пункты 10 и 11 статьи 41 Закона об образовании связано с возвращением права муниципальных органов исполнительной власти создавать образовательные учреждения высшего профессионального образования, и необходимостью распространить на них положения тех норм законодательства которые регулируют отношения между обучающимися и высшими учебными заведениями.

Возврат к списку