Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации

в связи с принятием федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений»

(изменения в закон РФ «Об образовании» вступают в силу в течении шестидесяти дней с момента опубликования. Опубликован 06 ноября 2006 г. )


Текст Закона Российской Федерации 
от 10 июля 1992 № 3266-1 
"Об образовании"
В РЕДАКЦИИ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ
ДО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Федеральным законом
от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ
«О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности
государственных и муниципальных учреждений»

Текст Закона Российской Федерации 
от 10 июля 1992 № 3266-1 
"Об образовании"
С УЧЕТОМ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Федеральным законом
от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ
«О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности
государственных и муниципальных учреждений»

12
Статья 5
1) в подпункте 6 пункта 1 статьи 13:
подпункт «д» дополнить словами «, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами»; подпункт «ж» после слова «учреждений» дополнить словами «и автономных учреждений».
Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений);
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
2) в статье 34:
абзац первый пункта 1 после слов «реорганизовано в иную» дополнить словом «некоммерческую»;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. При реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства. При изменении статуса образовательного учреждения и его реорганизации в иной не указанной в абзаце первом настоящего пункта форме лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.»
Статья 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - органом местного самоуправления.
2. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.













3. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
4. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:
в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления - для муниципальных образовательных учреждений;
по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
5. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Статья 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - органом местного самоуправления.

2. При реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства.
При изменении статуса образовательного учреждения и его реорганизации в иной не указанной в абзаце первом настоящего пункта форме лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
4. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:
в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления - для муниципальных образовательных учреждений;

по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

5. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением
3) статью 35 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
«2.1. В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.»
Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями 

1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения. 
2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. 



3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения. 
Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации. 
4. Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть: 
1) избран коллективом образовательного учреждения; 
2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем; 
3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; 
4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; 
5) назначен учредителем; 
6) нанят учредителем. 
В гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается. 
5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения. 
6. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается. 
7. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.
Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
2.1. В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.
Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации.


4. Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:
1) избран коллективом образовательного учреждения;
2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;
5) назначен учредителем;
6) нанят учредителем.

В гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается.
5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.
6. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.

7. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.
4) пункты 7 - 9 статьи 39 признать утратившими силу.
Статья 39. Отношения собственности в системе образования 

1. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). 
Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. 
2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. 
3. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. 
4. Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий. 
5. Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
6. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором. 
7. Образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников.
8. Негосударственная образовательная организация может быть признана банкротом на общих основаниях, установленных законом.

9. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.

10. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения. 
11. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. 
12. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. 
Пункт 13 статьи 39 признан не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П в части, содержащей запрет на приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями. 
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. 
13. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Статья 39. Отношения собственности в системе образования 

1. За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.


2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

3. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

4. Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.

5. Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.

7. – утратил силу;




8. – утратил силу;



9. – утратил силу;








10. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения.
11. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
12. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.


Пункт 13 статьи 39 признан не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П в части, содержащей запрет на приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.


13. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

Комментарий изменений в ст. 13

Изменение, внесенное в подпункт 6 ("д") пункта 1 статьи 13 Закона об образовании, приводит данную норму в соответствие с Федеральных законом «Об автономных учреждениях». В соответствии с Законом об образовании в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами.

Статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Статья 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» устанавливает, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением внесения денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачи иным образом этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

Таким образом, законодатель определяет три случая, когда автономное учреждение вправе распоряжаться имуществом только с согласия учредителя. Это:

1) распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

2) распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. При этом под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Законодатель определил, что виды такого имущества должны быть определены в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, однако, соответствующий порядок еще не утвержден;

3) внесение денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передача иным образом этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

Во всех иных случаях автономное учреждение самостоятельно принимает решение о распоряжении принадлежащим ему имуществе.

В соответствии с пунктом 11 статьи 39 Закона об образовании образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендодателя имущества. Таким образом, комментируемое изменение устраняет также и внутренне противоречие, содержавшееся ранее в Законе об образовании.

Также в отношении образовательных учреждений, созданных в форме автономных учреждений, законодатель не требует определения в уставе порядка открытия счетов в органах казначейства. Это связано с тем, что деятельность автономного учреждения финансируется из соответствующего бюджета в ином порядке, чем это предусмотрено в отношении бюджетного учреждения (статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» для автономного учреждения учредитель устанавливает задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.


Комментарий изменений в ст. 34

Изменение, внесенное в пункт 1 статьи 34 Закона об образовании, носит уточняющий характер и закрепляет, что образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию. Данная норма корреспондирует с пунктом1 статьи 111 Закона об образовании, устанавливающим, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Новая редакция пункта 2 статьи 34 Закона об образовании предусматривает, что лицензия и свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения утрачивают силу не во всех случаях реорганизации образовательного учреждения. Законодатель определил, что при реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства.

Такое изменение с одной стороны связано с приведением Закона об образовании в соответствие с Федеральным законом «Об автономных учреждениях», частью 12 статьи 5 которого установлено, что созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов (при этом не требуется переоформление разрешительных документов). А с другой – с закреплением на законодательном уровне давно существующей практики переоформления разрешительных документов при реорганизации образовательных учреждений без изменения организационно-правовой формы, при изменении наименования, места нахождения, других изменениях, не приводящих к нарушению существенных показателей, зафиксированных в данных документах. Как это предусмотрено, например, пунктом 27 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796.

Однако, следует отметить, что указанное Положение все-таки требует переоформления лицензии, а Закон об образовании – нет, что не совсем логично так как формально допускает осуществление образовательной деятельности образовательным учреждением на основании лицензии, выданной на имя «другого» образовательного учреждения.


Комментарий изменений в ст. 35

Новый пункт 21 статьи 35 устанавливает, что в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. Данная норма не устанавливает ничего принципиально нового и по своей сути дополняет, а в какой-то мере и дублирует, пункт 1 статьи 35, согласно которому управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.

Единственное, надо иметь ввиду, что управление образовательными учреждениями, созданными в форме автономных учреждений, должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях», который устанавливает ряд особенностей не присущих бюджетным и частным учреждениям.


Комментарий изменений в ст. 39

Исключение пунктов 7-9 статьи 39 Закона об образовании обусловлено тем, что эти пункты дублировали нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, и не определяли специфических особенностей, присущих только образовательным учреждениям.



Возврат к списку