Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Федеральный закон

от 01 декабря 2007 года № 307-ФЗ


«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»

 

 

 

Текст Закона Российской Федерации 
от 10 июля 1992 № 3266-1

«Об образовании»

В РЕДАКЦИИ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ

ДО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Федеральным законом

от 01 декабря 2007 года № 307-ФЗ


«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»

 

Текст Закона Российской Федерации 
от 10 июля 1992 № 3266-1

«Об образовании»

С УЧЕТОМ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Федеральным законом

от 01 декабря 2007 года № 307-ФЗ


«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»

 

1

2

Статью 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 30, ст. 3808) дополнить подпунктом 7.1 следующего содержания:

"7.1) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования;".

 

Статья 28. Компетенция Российской Федерации в области образования

 

В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;

5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений;

9) утратил силу.

10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

11) установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;

11.1) установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе единого государственного экзамена, порядка проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляций;

11.2) организация проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, формирование и ведение федеральных баз данных об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;

11.3) установление порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

11.4) установление перечня олимпиад школьников и порядка их проведения;

12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

13) установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях;

14) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований, определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, подтверждение таких документов за счет средств заявителя, определение порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление эквивалентности таких документов за счет средств заявителя;

15) утратил силу.

16) установление:

федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений;

общих принципов финансирования образовательных услуг;

образовательного ценза педагогических работников;

ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп;

социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;

порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита;

федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий;

17) финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг;

18) утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников;

18.1) утверждение порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также утверждение перечня этих организаций;

19) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;

20) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;

21) надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований) образовательными учреждениями, указанными в подпункте 24 настоящей статьи, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием;

22) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;

23) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;

24) лицензирование и государственная аккредитация:

высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;

научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования;

образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;

федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений и филиалов российских образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам;

25) организация и осуществление, в том числе в соответствии с международными договорами, экспертизы содержания и качества подготовки выпускников иностранных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, соответствующие установленным в Российской Федерации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, по заявлениям образовательных учреждений за счет средств таких образовательных учреждений.

 

Статья 28. Компетенция Российской Федерации в области образования

 

В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

3) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;

5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

7.1) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования;

8) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений;

9) утратил силу.

10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

11) установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;

11.1) установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе единого государственного экзамена, порядка проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляций;

11.2) организация проведения единого государственного экзамена на территории Российской Федерации, в том числе разработка контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена и обеспечение ими государственных экзаменационных комиссий в субъектах Российской Федерации, организация и осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, формирование и ведение федеральных баз данных об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;

11.3) установление порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

11.4) установление перечня олимпиад школьников и порядка их проведения;

12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

13) установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях;

14) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований, определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, подтверждение таких документов за счет средств заявителя, определение порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление эквивалентности таких документов за счет средств заявителя;

15) утратил силу.

16) установление:

федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений;

общих принципов финансирования образовательных услуг;

образовательного ценза педагогических работников;

ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп;

социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;

порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита;

федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий;

17) финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг;

18) утверждение порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней таких учебников;

18.1) утверждение порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также утверждение перечня этих организаций;

19) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), учебной литературы и учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;

20) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;

21) надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований) образовательными учреждениями, указанными в подпункте 24 настоящей статьи, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием;

22) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;

23) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;

24) лицензирование и государственная аккредитация:

высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;

научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования;

образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;

федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений и филиалов российских образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам;

25) организация и осуществление, в том числе в соответствии с международными договорами, экспертизы содержания и качества подготовки выпускников иностранных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, соответствующие установленным в Российской Федерации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, по заявлениям образовательных учреждений за счет средств таких образовательных учреждений.

 

 

Комментарий

 

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» направлен на обеспечение участия объединений работодателей, являющихся основными потребителями подготовленных в системе профессионального образования специалистов, в разработке и реализации государственной политики в данной области. До настоящего времени законодательство Российской Федерации в сфере образования не содержало прямых норм, регулирующих права работодателей и их объединений в решении вопросов подготовки квалифицированных кадров.

Рассматриваемый Федеральный закон вносит изменения в статью 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в статью 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в соответствии с которыми расширяется компетенция федеральных органов государственной власти и органов управления образованием.

Ведению Российской Федерации в области образования подлежит установление порядка участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, а также формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования.

В области высшего профессионального образования данное полномочие напрямую отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом в статью 13 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», на Правительство Российской Федерации возложено определение порядка участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах.


Возврат к списку