Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Федеральный закон

от 03 декабря 2011 года № 385-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях"

 

 

 

 

 

Текст Федерального закона

от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

В РЕДАКЦИИ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ

ДО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Федеральным законом

от 16.06.2011 № 144-ФЗ

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Текст Федерального закона

от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

С УЧЕТОМ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ


Федеральным законом

от 16.06.2011 № 144-ФЗ

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

1

2

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7; ст. 838; № 17, ст. 1932; № 43, ст. 5084; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 7, ст. 786; № 46, ст. 5419; № 52, ст. 6409, 6450; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4167; № 46, ст. 5918; 2011, № 6, ст. 793; № 25, ст. 3537; № 30, ст. 4590) следующие изменения:

1) в подпункте 4 пункта 1 статьи 5 слова "и установления эквивалентности" исключить;

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

 

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

 

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

2) качества высшего профессионального образования;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

 

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

 

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 10.11.2009 № 260-ФЗ)

5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

 

7. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования в соответствии с пунктом 6.3 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании".

(п. 7 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

 

8. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечни направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки или обучающихся в ординатуре, интернатуре, номенклатура специальностей научных работников определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

 

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

 

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

 

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

2) качества высшего профессионального образования;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

 

4) признания и документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 385-ФЗ)

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 10.11.2009 № 260-ФЗ)

5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

7. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования в соответствии с пунктом 6.3 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании".

(п. 7 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

8. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечни направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки или обучающихся в ординатуре, интернатуре, номенклатура специальностей научных работников определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

2) статью 23 признать утратившей силу;

Статья 23. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 198-ФЗ)

 

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 56-ФЗ)

 

1. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем проставления на этих документах апостиля осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям обладателей таких документов, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ)

2. Под признанием документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании в настоящем Федеральном законе понимается согласие соответствующих органов государственной власти Российской Федерации на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 198-ФЗ)

Установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании в настоящем Федеральном законе означает предоставление соответствующими органами государственной власти Российской Федерации обладателям указанных документов тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 198-ФЗ)

 

Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании не освобождают обладателей указанных документов от соблюдения установленных нормативными правовыми актами общих требований приема в образовательные учреждения или на работу (в том числе от требования знания государственного языка Российской Федерации).

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 198-ФЗ)

3. Порядок подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, в том числе порядок проведения экспертизы таких документов, а также формы соответствующих свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ)

4. За проставление апостиля на документе государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученой степени либо ученом звании, выдачу свидетельства о признании и об установлении в Российской Федерации эквивалентности документа иностранного государства о высшем или послевузовском профессиональном образовании, дубликата указанного свидетельства уплачивается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ)

Статья 23. Утратила сила – Федеральный закон от 03.12.2011 № 385-ФЗ.

3) в статье 24:

а) подпункт 8 пункта 3 признать утратившим силу;

б) в подпункте 8 пункта 4 слова "и установление эквивалентности на территории Российской Федерации" исключить.

Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

 

1. К полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

1) принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;

5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;

2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

4) издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, их государственной аккредитации;

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 № 56-ФЗ, от 01.12.2007 № 308-ФЗ)

 

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, являющихся федеральными государственными учреждениями, за исключением федеральных университетов;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

 

6.1) определение перечня федеральных государственных высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 06.01.2007 № 1-ФЗ)

7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования;

8) определение порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечней направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки, в ординатуре, интернатуре, номенклатуры специальностей научных работников;

(пп. 9 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

10) утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня государственных высших учебных заведений, при приеме в которые для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности, и направлений подготовки (специальностей);

(пп. 10 введен Федеральным законом от 09.02.2007 № 17-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.10.2007 № 232-ФЗ, от 10.02.2009 № 18-ФЗ)

11) определение порядка утверждения перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;

(пп. 11 введен Федеральным законом от 09.02.2007 № 17-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.10.2007 № 232-ФЗ, от 10.02.2009 № 18-ФЗ, от 02.02.2011 № 2-ФЗ)

12) утверждение перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист";

(пп. 12 введен Федеральным законом от 24.10.2007 № 232-ФЗ)

13) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, государственной аккредитации высших учебных заведений;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 307-ФЗ)

 

14) установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

15) установление порядка подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ)

3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

2) установление федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), а также утверждение положений о государственной (итоговой) аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

3) утратил силу. - Федеральный закон от 10.11.2009 № 260-ФЗ;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ;

5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 20.04.2007 № 56-ФЗ;

7) установление формы документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, формы документов об ученых степенях;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)









8) установление порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании (в том числе порядка проведения экспертизы таких документов), форм свидетельств о признании и об установлении в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ)

9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений, учреждений, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных учреждений (организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных учреждений;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

 

10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетных ассигнований, направляемых на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности соответствующих образовательных учреждений;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

 

 

12) определение порядка установления федеральным органам исполнительной власти, имеющим в ведении высшие учебные заведения, другим главным распорядителям средств федерального бюджета контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

13) утверждение положения о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников;

(пп. 13 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

14) установление порядка приема граждан в высшие учебные заведения, за исключением высших учебных заведений, указанных в подпункте 14 пункта 2 настоящей статьи, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в указанные высшие учебные заведения, и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2007 № 17-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 10.02.2009 № 18-ФЗ, от 02.02.2011 № 2-ФЗ)

 

15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

 

16) организация участия высших учебных заведений и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

18) финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными государственными высшими учебными заведениями;

(пп. 18 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;

 

20) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ;

21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала;

22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;

23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;

24) заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации;

25) установление федеральных государственных требований и порядка государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному языку;

(пп. 25 введен Федеральным законом от 10.02.2009 № 18-ФЗ)

26) присвоение ученых званий профессора по кафедре, доцента по кафедре, выдача аттестатов о присвоении указанных ученых званий, а также лишение, восстановление указанных ученых званий.

(пп. 26 введен Федеральным законом от 27.07.2010 № 198-ФЗ)

4. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, относятся:

1) государственный контроль (надзор) в области образования в отношении образовательных и научных организаций, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

2) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, а также научных организаций;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ)

 

3) утратил силу с 1 августа 2011 года. - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ;

4) принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления в образовательное учреждение или научную организацию и (или) учредителю обязательных для исполнения предписаний, а также контроль за исполнением таких предписаний;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ)

5) - 7) утратили силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 № 198-ФЗ;



8) признание и установление эквивалентности на территории Российской Федерации документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 198-ФЗ)

9) информационно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере образования;

 

10) утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

5. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

 

1. К полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

1) принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;

5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;

2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

4) издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, их государственной аккредитации;

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 № 56-ФЗ, от 01.12.2007 № 308-ФЗ)

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, являющихся федеральными государственными учреждениями, за исключением федеральных университетов;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

6.1) определение перечня федеральных государственных высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 06.01.2007 № 1-ФЗ)

7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования;

8) определение порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечней направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки, в ординатуре, интернатуре, номенклатуры специальностей научных работников;

(пп. 9 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

10) утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня государственных высших учебных заведений, при приеме в которые для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности, и направлений подготовки (специальностей);

(пп. 10 введен Федеральным законом от 09.02.2007 № 17-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.10.2007 № 232-ФЗ, от 10.02.2009 № 18-ФЗ)

11) определение порядка утверждения перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;

(пп. 11 введен Федеральным законом от 09.02.2007 № 17-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.10.2007 № 232-ФЗ, от 10.02.2009 № 18-ФЗ, от 02.02.2011 № 2-ФЗ)

12) утверждение перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист";

(пп. 12 введен Федеральным законом от 24.10.2007 № 232-ФЗ)

13) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, государственной аккредитации высших учебных заведений;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 307-ФЗ)

14) установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

15) установление порядка подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ)

3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ;

2) установление федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), а также утверждение положений о государственной (итоговой) аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

3) утратил силу. - Федеральный закон от 10.11.2009 № 260-ФЗ;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ;

5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 20.04.2007 № 56-ФЗ;

7) установление формы документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, формы документов об ученых степенях;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 16.06.2011 № 144-ФЗ)

8) Утратил силу – Федеральный закон от 03.12.2011 № 385-ФЗ;

 

 






 

9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам финансового обеспечения деятельности высших учебных заведений, учреждений, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных учреждений (организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных учреждений;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетных ассигнований, направляемых на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности соответствующих образовательных учреждений;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

12) определение порядка установления федеральным органам исполнительной власти, имеющим в ведении высшие учебные заведения, другим главным распорядителям средств федерального бюджета контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

13) утверждение положения о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников;

(пп. 13 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

14) установление порядка приема граждан в высшие учебные заведения, за исключением высших учебных заведений, указанных в подпункте 14 пункта 2 настоящей статьи, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в указанные высшие учебные заведения, и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2007 № 17-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 10.02.2009 № 18-ФЗ, от 02.02.2011 № 2-ФЗ)

15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

16) организация участия высших учебных заведений и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

18) финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными государственными высшими учебными заведениями;

(пп. 18 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;

20) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ;

21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала;

22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;

23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;

24) заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации;

25) установление федеральных государственных требований и порядка государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному языку;

(пп. 25 введен Федеральным законом от 10.02.2009 № 18-ФЗ)

26) присвоение ученых званий профессора по кафедре, доцента по кафедре, выдача аттестатов о присвоении указанных ученых званий, а также лишение, восстановление указанных ученых званий.

(пп. 26 введен Федеральным законом от 27.07.2010 № 198-ФЗ)

4. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, относятся:

1) государственный контроль (надзор) в области образования в отношении образовательных и научных организаций, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

2) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, а также научных организаций;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ)

3) утратил силу с 1 августа 2011 года. - Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ;

4) принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления в образовательное учреждение или научную организацию и (или) учредителю обязательных для исполнения предписаний, а также контроль за исполнением таких предписаний;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ)

5) - 7) утратили силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 № 198-ФЗ;

8) признание документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 198-ФЗ, от 03.12.2011 № 385-ФЗ)

 

9) информационно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере образования;

10) утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

5. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

 

 

Комментарий:

Внесенные изменения направлены на:

- повышение конкурентоспособности национальной науки и образования посредством упрощения доступа зарубежных высококвалифицированных специалистов и ученых к дальнейшему продолжению образования или трудоустройству в Российской Федерации;

- развитие международной академической мобильности;

- упрощение процедуры признания документов, полученных гражданами Российской Федерации в зарубежных образовательных учреждениях;

- упорядочение терминологии, используемой в законодательстве Российской Федерации при регламентации процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях.

Предусматривается функционирование национального информационного центра, осуществляющего информационное обеспечение признания в Российской Федерации документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации.


Возврат к списку