Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»


Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»


Текст Федерального закона 

от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ 

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 

В РЕДАКЦИИ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ
ДО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Федеральным законом
от 18 июля 2006 года № 113-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Текст Федерального закона 

от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ 

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 

С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ
ВНЕСЕННЫХ
Федеральным законом
от 18 июля 2006 года № 113-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

1 2

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10) следующие изменения: 

1) в статье 12: 

а) первое предложение абзаца второго пункта 2 дополнить словами ", а также президент, если такая должность предусмотрена уставом"; 

б) пункт 3 изложить в следующей редакции: 

"3. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляется ректором. 

Кандидатуры на должности ректоров государственных или муниципальных высших учебных заведений, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, представляются на рассмотрение действующих на общественных началах аттестационных комиссий соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов. Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора должен предусматривать возможность их самовыдвижения."; 

в) дополнить пунктами 4 - 8 следующего содержания: 

"4. Положения об аттестационных комиссиях и их состав утверждаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов. В состав такой аттестационной комиссии включаются: 

1) при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, - представители федеральных органов государственной власти (50 процентов), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования и представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены высшие учебные заведения (50 процентов);
2) при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации (50 процентов), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50 процентов);
3) при выборах ректоров муниципальных высших учебных заведений - представители органов местного самоуправления городских округов (50 процентов), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50 процентов).
5. Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом такого высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.
Повторные выборы ректора проводятся в случае нарушения установленной настоящим Федеральным законом и (или) уставом высшего учебного заведения процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными.
6. В случае если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом управления образованием на работу по трудовому договору на срок не более чем пять лет. Учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем органом управления образованием по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета.
7. После возобновления государственной аккредитации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения его государственной аккредитации) в таком высшем учебном заведении избирается ученый совет в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
8. В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном высшем учебном заведении до избрания ученого совета устав такого высшего учебного заведения утверждается соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа на срок не более чем один год. С ректором такого высшего учебного заведения заключается трудовой договор на указанный срок.";

Статья 12. Управление высшим учебным заведением 


1. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. 

Устав высшего учебного заведения (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (далее - общее собрание (конференция)). 

Военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

2. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. 

В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. 

Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). 

Уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов. 

3. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которого находится высшее учебное заведение.
В случае мотивированного отказа органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, в ведении которого находится высшее учебное заведение, утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, проводятся новые выборы, при этом если кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов общего числа участников общего собрания (конференции), он утверждается органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа в обязательном порядке.
В случае, если государственное и муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации по результатам аттестации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа по трудовому договору на срок не более чем пять лет. Учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета.
После повторной аттестации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения государственной аккредитации) и возобновления государственной аккредитации в высшем учебном заведении вновь избирается ученый совет в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном высшем учебном заведении до формирования ученого совета устав высшего учебного заведения утверждается соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа на срок не более чем один год. С ректором такого высшего учебного заведения заключается трудовой договор на тот же срок.

Статья 12. Управление высшим учебным заведением 


1. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. 

Устав высшего учебного заведения (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (далее - общее собрание (конференция)). 

Военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

2. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. 

В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры, а также президент, если такая должность предусмотрена уставом. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. 

Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). 

Уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов. 

3. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляется ректором.
Кандидатуры на должности ректоров государственных или муниципальных высших учебных заведений, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, представляются на рассмотрение действующих на общественных началах аттестационных комиссий соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов. Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора должен предусматривать возможность их самовыдвижения.
4. Положения об аттестационных комиссиях и их состав утверждаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов. В состав такой аттестационной комиссии включаются:
1) при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, - представители федеральных органов государственной власти (50 процентов), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования и представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены высшие учебные заведения (50 процентов);
2) при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации (50 процентов), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50 процентов);
3) при выборах ректоров муниципальных высших учебных заведений - представители органов местного самоуправления городских округов (50 процентов), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50 процентов).
5. Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом такого высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.
Повторные выборы ректора проводятся в случае нарушения установленной настоящим Федеральным законом и (или) уставом высшего учебного заведения процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными.
6. В случае если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом управления образованием на работу по трудовому договору на срок не более чем пять лет. Учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем органом управления образованием по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета.
7. После возобновления государственной аккредитации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения его государственной аккредитации) в таком высшем учебном заведении избирается ученый совет в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
8. В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном высшем учебном заведении до избрания ученого совета устав такого высшего учебного заведения утверждается соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа на срок не более чем один год. С ректором такого высшего учебного заведения заключается трудовой договор на указанный срок.

2) статью 20 дополнить пунктами 3.1 и 3.2 следующего содержания: 

"3.1. В государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, может учреждаться должность президента высшего учебного заведения. При этом в устав высшего учебного заведения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения. 

Лицо, замещающее должность президента высшего учебного заведения, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения. Совмещение должностей ректора и президента государственного или муниципального высшего учебного заведения не допускается.
Кандидатура президента государственного или муниципального высшего учебного заведения представляется в ученый совет такого высшего учебного заведения органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение.
Президент высшего учебного заведения избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом высшего учебного заведения осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации.
3.2. Президент высшего учебного заведения по согласованию с его ректором осуществляет следующие полномочия:
1) участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления высшего учебного заведения;
2) участвует в разработке концепции развития высшего учебного заведения;
3) представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
4) участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности высшего учебного заведения.".

Статья 20. Работники высших учебных заведений 


1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала. 

К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. 

2. Замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается федеральным государственным органом управления образованием. 

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Заключению трудового договора с деканом факультета и заведующим кафедрой предшествуют выборы, порядок которых определяется уставом высшего учебного заведения. 

Указанный порядок распространяется на замещение должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры. 

3. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. 

Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. 

По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. 

Для других должностей, предусмотренных настоящим пунктом, продление указанного срока до достижения возраста семидесяти лет может осуществляться ректором по представлению ученого совета высшего учебного заведения. 

4. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право: 

1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения; 

2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;

3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором; 

4) определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования; 

5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса; 

6) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке; 

7) на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности. 

5. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: 

1) обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; 

2) соблюдать устав высшего учебного заведения; 

3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; 

4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности; 

5) систематически заниматься повышением своей квалификации. 

6. Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса. Научные работники обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения. 

7. Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями. 


Статья 20. Работники высших учебных заведений 


1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала. 

К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. 

2. Замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается федеральным государственным органом управления образованием. 

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Заключению трудового договора с деканом факультета и заведующим кафедрой предшествуют выборы, порядок которых определяется уставом высшего учебного заведения. 

Указанный порядок распространяется на замещение должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры. 

3. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. 

Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. 

По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. 

Для других должностей, предусмотренных настоящим пунктом, продление указанного срока до достижения возраста семидесяти лет может осуществляться ректором по представлению ученого совета высшего учебного заведения. 

3.1. В государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, может учреждаться должность президента высшего учебного заведения. При этом в устав высшего учебного заведения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения.
Лицо, замещающее должность президента высшего учебного заведения, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения. Совмещение должностей ректора и президента государственного или муниципального высшего учебного заведения не допускается.
Кандидатура президента государственного или муниципального высшего учебного заведения представляется в ученый совет такого высшего учебного заведения органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение.
Президент высшего учебного заведения избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом высшего учебного заведения осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации.
3.2. Президент высшего учебного заведения по согласованию с его ректором осуществляет следующие полномочия:
1) участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления высшего учебного заведения;
2) участвует в разработке концепции развития высшего учебного заведения;
3) представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;

4) участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности высшего учебного заведения. 

4. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право: 

1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения; 

2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения; 

3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором; 

4) определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования; 

5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса; 

6) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке; 

7) на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности. 

5. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны: 

1) обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; 

2) соблюдать устав высшего учебного заведения; 

3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; 

4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности; 

5) систематически заниматься повышением своей квалификации. 

6. Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса. Научные работники обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения. 

7. Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями.


Комментарий:

Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» внес изменения в порядок избрания на должность ректора, а также установил нормы регламентирующие статус президента вуза.

Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 113-ФЗ вступил в силу 31 июля 2006 года.

1. Изменения в процедуру избрания на должность ректора

Ранее действовавший порядок избрания ректора предусматривал следующие процедуры: выдвижение кандидатов, выборы путем тайного голосования, утверждение избранного кандидата на должность ректора уполномоченным органом, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

В соответствии с новой редакцией пункта 3, а также новыми абзацами 4, 5, 6, 7 и 8, в порядке избрания на должность ректора произошли следующие изменения.

Во-первых, упразднена процедура утверждения ректора уполномоченным органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городских округов. Прежде утверждение ректора производилось уже после его избрания, post factum. Процедура утверждения ректора имела целью предоставить возможность уполномоченным органам исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органам городских округов участвовать в процессе определения кандидатуры ректора.

В настоящее время вместо процедуры утверждения избранного ректора предусмотрена процедура согласования аттестационной комиссией прошедших выдвижение кандидатур на должности ректора. Ректор может быть избран только из числа кандидатур согласованных аттестационной комиссией.

Следует отметить, что возможность самовыдвижения должна быть обязательно предусмотрена в уставе вуза.

Таким образом, новый порядок избрания состоит из следующих процедур: выдвижение кандидатур, представление аттестационной комиссии, согласование аттестационной комиссией кандидатур, проведение выборов. После выборов производится заключение трудового договора. Следует отметить, что новый порядок не предусматривает наличие субъекта, обязанного вносить выдвинутые кандидатуры на рассмотрение аттестационной комиссии.

Согласование выдвинутых кандидатур аттестационной комиссией имеет ту же цель что и утверждение кандидатур. Ранее действовавший порядок утверждения ректора предполагал полную свободу вуза в выборе ректора, что выражалось в праве преодолеть отказ уполномоченного органа в утверждении избранного ректора. Процедура согласования выдвинутых кандидатур такой возможности не предполагает.

Не изменились следующие положения. Предельный срок заключения трудового договора с ректором, как и прежде, составляет 5 лет. Нормы, устанавливающие возможность освобождения ректора от должности в случае лишения государственной аккредитации вуза и связанные с этим последствия, нормы регламентирующие порядок функционирования исполнительных органов вуза в созданном или реорганизуемом вузе, остались в неизменном виде.

2. Президент вуза.

Пункты 3.1.и 3.2., которыми дополнена статья 20 Закона о профессиональном образовании, устанавливают порядок введения должности президента и его правовой статус. Следует отметить, что и прежде, до внесения в Закон комментируемых изменений, в ряде вузов существовала должность президента.

Установленный порядок введения должности президента вуза предусматривает, во-первых, принятие соответствующего решения ученым советом вуза. Затем решение должно быть согласовано с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится вуз. И, наконец, в устав вуза должны быть внесены соответствующие изменения.

Особенности правового статуса президента вуза состоят в следующем:

- президент не может совмещать должность ректора;

- основания прекращения трудового договора с президентом вуза соответствуют общему порядку прекращения трудового договора с руководителем организации;

- кандидатура на должность президента государственного или муниципального вуза представляется органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городских округов в ведении которых находится вуз.

Представляется, что важнейшая часть правового статуса президента вуза, а именно его полномочия, установлены не достаточно четко и ясно. Указание в Законе на право участия президента вуза в деятельности попечительского совета, в разработке концепции развития вуза, в решении вопросов совершенствования учебной, научной и др. видов деятельности не дает представления об объеме полномочий президента. В связи с недостаточно исчерпывающей формулировкой полномочий возникают вопросы: имеет ли президент право голоса в попечительском совете, обязательны ли решения президента для работников и обучающихся в вузе, каким объемом полномочий обладает президент при представлении вуза в отношениях с третьими лицами, имеет ли правовые последствия его волеизъявление от имени вуза в отношениях с третьими лицами и др.

Нормы, регулирующие правовой статус президента вуза, не дают ответы на эти вопросы. Тем не менее, можно предположить следующее. Как следует из абзаца 2 пункта 3.1. статьи 20 Закона, президент является лицом, чье влияние основывается на авторитете. Президент имеет реальные полномочия, которые появляются у него в результате согласования их объема с ректором, то есть, в результате разделения полномочий, или делегирования ряда полномочий ректора вновь введенному президенту вуза.  Представляется, что полномочия президента как полноправного органа управления вузом должны быть конкретизированы в уставе учреждения. В отношениях президента с третьими лицами от имени вуза требуется доверенность. Тем не менее, уставом вуза может быть предусмотрено право президента вуза действовать от имени учреждения без доверенности.


Возврат к списку