Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Федеральный закон

от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ

"О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"

 

 

(Изменения, внесенные в Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральным законом № 293-ФЗ от 08 ноября 2010 года вступают в силу 1 января 2011 года.)

 

  

Текст Федерального закона

от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

В РЕДАКЦИИ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ

ДО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Федеральным законом

от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ

"О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"

 

Текст Федерального закона

от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

С УЧЕТОМ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Федеральным законом

от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ

"О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" 

1

2

в статье 10:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 10. Особенности создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, регламентации осуществляемой ими образовательной деятельности";

б) в абзаце первом пункта 1 слова "Законом Российской Федерации "Об образовании" заменить словами "законодательством Российской Федерации";

в) пункты 3 - 10 признать утратившими силу;

Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации

 

 

 

 

1. Вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании".

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Учредителем высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы (военно-учебных заведений), может быть только Правительство Российской Федерации.

2. Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять управление высшими учебными заведениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 года, реорганизацию и ликвидацию указанных высших учебных заведений. Такие реорганизация и ликвидация осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Муниципальные высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются органами местного самоуправления городских округов в соответствии с законодательством в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют управление высшими учебными заведениями, находящимися в ведении муниципальных районов по состоянию на 31 декабря 2008 года, а также вправе осуществлять реорганизацию и ликвидацию указанных высших учебных заведений.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ)

Негосударственные высшие учебные заведения создаются учредителем (учредителями) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

2.1. Федеральные университеты создаются в форме автономного учреждения, в том числе на базе государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, их региональных отделений, Правительством Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации.

При создании федеральных университетов Правительство Российской Федерации учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, одобренных Правительством Российской Федерации и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательного процесса, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство.

Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 10.02.2009 № 18-ФЗ)

3. Право юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом, возникает у высшего учебного заведения с момента его государственной регистрации. Право на реализацию образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования возникает с момента выдачи ему лицензии.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

4. Лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии, которая формируется с участием представителей органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение, представителей образовательных учреждений, научных организаций, экспертов из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в высшем учебном заведении требованиям органов государственной власти Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение, к обеспеченности такого высшего учебного заведения учебной площадью, санитарным и гигиеническим нормам, требованиям к охране здоровья обучающихся и работников, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов.

Лицензирование образовательной деятельности высшего учебного заведения по новым для него образовательным программам осуществляется на общих основаниях независимо от наличия лицензии.

Лицензии на ведение образовательной деятельности по военным профессиональным образовательным программам выдаются только федеральным государственным высшим учебным заведениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Лицензии высшим учебным заведениям независимо от их организационно-правовых форм могут быть выданы только при наличии у них на правах собственности, оперативного управления, безвозмездного пользования или аренды необходимой учебно-материальной базы.

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 № 14-ФЗ)

Особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении высших учебных заведений, реализующих образовательные программы частично или в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено федеральными законами.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 56-ФЗ)

5. Право выдачи документов государственного образца об образовании появляется у высшего учебного заведения с момента его государственной аккредитации, проводимой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 56-ФЗ)

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 20.04.2007 № 56-ФЗ.

7. Государственная аккредитация высшего учебного заведения проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлению высшего учебного заведения, согласованному с учредителем (учредителями), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 56-ФЗ)

Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам соответствующие документы государственного образца об образовании.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 56-ФЗ)

8. Высшие учебные заведения могут получать общественную аккредитацию. Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. Общественная аккредитация не влечет за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства.

9. Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации высших учебных заведений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - высших учебных заведений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 9 введен Федеральным законом от 20.04.2007 № 56-ФЗ)

10. Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации высших учебных заведений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 10 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

 

Статья 10. Особенности создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, регламентации осуществляемой ими образовательной деятельности 

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293)

 

1. Вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения регулируются законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293)

 

Учредителем высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы (военно-учебных заведений), может быть только Правительство Российской Федерации.

2. Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять управление высшими учебными заведениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 года, реорганизацию и ликвидацию указанных высших учебных заведений. Такие реорганизация и ликвидация осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Муниципальные высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются органами местного самоуправления городских округов в соответствии с законодательством в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют управление высшими учебными заведениями, находящимися в ведении муниципальных районов по состоянию на 31 декабря 2008 года, а также вправе осуществлять реорганизацию и ликвидацию указанных высших учебных заведений.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ)

Негосударственные высшие учебные заведения создаются учредителем (учредителями) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

2.1. Федеральные университеты создаются в форме автономного учреждения, в том числе на базе государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, их региональных отделений, Правительством Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации.

При создании федеральных университетов Правительство Российской Федерации учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, одобренных Правительством Российской Федерации и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательного процесса, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство.

Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 10.02.2009 № 18-ФЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293.

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293.

в статье 23:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем проставления на этих документах апостиля осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям обладателей таких документов, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Порядок подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, в том числе порядок проведения экспертизы таких документов, а также формы соответствующих свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.";

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. За проставление апостиля на документе государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученой степени либо ученом звании, выдачу свидетельства о признании и об установлении в Российской Федерации эквивалентности документа иностранного государства о высшем или послевузовском профессиональном образовании, дубликата указанного свидетельства уплачивается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.";

Статья 23. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 198-ФЗ)

 1. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Под признанием документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании в настоящем Федеральном законе понимается согласие соответствующих органов государственной власти Российской Федерации на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

 Установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании в настоящем Федеральном законе означает предоставление соответствующими органами государственной власти Российской Федерации обладателям указанных документов тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

 Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании не освобождают обладателей указанных документов от соблюдения установленных нормативными правовыми актами общих требований приема в образовательные учреждения или на работу (в том числе от требования знания государственного языка Российской Федерации).

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

 3. Порядок подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях, порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании и порядок выдачи соответствующих свидетельств определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

 

 

 

 

 4. Затраты на проведение экспертизы в целях подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях, а также в целях признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании оплачиваются заявителем.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

 За подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях (проставление апостиля) и за выдачу свидетельства о признании и установлении эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(абзац второй п. 4 ст. 23 вводится с 1 января 2011 года - Федеральный закон от 27.12.2009 № 374-ФЗ.)

Статья 23. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 198-ФЗ)

 1. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем проставления на этих документах апостиля осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям обладателей таких документов, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293)

 2. Под признанием документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании в настоящем Федеральном законе понимается согласие соответствующих органов государственной власти Российской Федерации на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

 Установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании в настоящем Федеральном законе означает предоставление соответствующими органами государственной власти Российской Федерации обладателям указанных документов тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

 Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании не освобождают обладателей указанных документов от соблюдения установленных нормативными правовыми актами общих требований приема в образовательные учреждения или на работу (в том числе от требования знания государственного языка Российской Федерации).

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

3. Порядок подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, в том числе порядок проведения экспертизы таких документов, а также формы соответствующих свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293)

4. За проставление апостиля на документе государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученой степени либо ученом звании, выдачу свидетельства о признании и об установлении в Российской Федерации эквивалентности документа иностранного государства о высшем или послевузовском профессиональном образовании, дубликата указанного свидетельства уплачивается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293)

 

 

в статье 24:

а) пункт 2 дополнить подпунктом 15 следующего содержания:

"15) установление порядка подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.";

б) подпункт 8 пункта 3 изложить в следующей редакции:

"8) установление порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании (в том числе порядка проведения экспертизы таких документов), форм свидетельств о признании и об установлении в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании;";

в) в пункте 4:

подпункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях и научных организациях, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями;";

подпункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, а также научных организаций;";

подпункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями и научными организациями, указанными в подпункте 2 настоящего пункта;";

в подпункте 4 слова "в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям)" заменить словами "в образовательное учреждение или научную организацию и (или) учредителю";

подпункт 10 признать утратившим силу;

Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования

 (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

 

1. К полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

1) принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004  № 122-ФЗ;

4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;

5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;

2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004  № 122-ФЗ;

4) издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, их государственной аккредитации;

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007  № 56-ФЗ, от 01.12.2007  № 308-ФЗ)

6) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, осуществляются без согласования с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004  № 122-ФЗ, от 21.12.2009  № 333-ФЗ)

6.1) определение перечня федеральных государственных высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 06.01.2007  № 1-ФЗ)

7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования;

8) определение порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 01.12.2007  № 309-ФЗ)

9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования;

10) утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня государственных высших учебных заведений, при приеме в которые для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности, и направлений подготовки (специальностей);

(пп. 10 введен Федеральным законом от 09.02.2007  № 17-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.10.2007  № 232-ФЗ, от 10.02.2009  № 18-ФЗ)

11) определение порядка утверждения перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;

(пп. 11 введен Федеральным законом от 09.02.2007  № 17-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.10.2007  № 232-ФЗ, от 10.02.2009  № 18-ФЗ)

12) утверждение перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист";

(пп. 12 введен Федеральным законом от 24.10.2007  № 232-ФЗ)

13) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, государственной аккредитации высших учебных заведений;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 01.12.2007  № 307-ФЗ)

14) установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

(пп. 14 введен Федеральным законом от 23.07.2008  № 160-ФЗ)

 

 

 

 

 

 

 

3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004  № 122-ФЗ;

2) установление федеральных государственных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования (для обучающихся в аспирантуре, адъюнктуре), а также утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004  № 122-ФЗ, от 31.12.2005  № 199-ФЗ, от 01.12.2007  № 309-ФЗ)

3) утратил силу. - Федеральный закон от 10.11.2009  № 260-ФЗ;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006  № 258-ФЗ;

5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 20.04.2007  № 56-ФЗ;

7) установление формы документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 20.04.2007  № 56-ФЗ)

8) определение порядка подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях, порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании;

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007  № 56-ФЗ, от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений, учреждений, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных учреждений (организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных учреждений;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетного финансирования, направляемого на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов финансирования соответствующих образовательных учреждений;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

12) определение порядка установления федеральным органам исполнительной власти, имеющим в ведении высшие учебные заведения, другим главным распорядителям средств федерального бюджета контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

13) утверждение положения о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников;

(пп. 13 в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

14) установление порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения, за исключением высших учебных заведений, указанных в подпункте 14 пункта 2 настоящей статьи, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в указанные высшие учебные заведения, и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2007  № 17-ФЗ, от 23.07.2008  № 160-ФЗ, от 10.02.2009  № 18-ФЗ)

15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

16) организация участия высших учебных заведений и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

18) финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных заведений, учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;

20) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006  № 258-ФЗ;

21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала;

22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;

23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;

24) заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации;

25) установление федеральных государственных требований и порядка государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному языку;

(пп. 25 введен Федеральным законом от 10.02.2009  № 18-ФЗ)

26) присвоение ученых званий профессора по кафедре, доцента по кафедре, выдача аттестатов о присвоении указанных ученых званий, а также лишение, восстановление указанных ученых званий.

(пп. 26 введен Федеральным законом от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

4. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, относятся:

1) осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательными стандартами и требованиями:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007  № 309-ФЗ)

в высших учебных заведениях по всем реализуемым ими образовательным программам;

в научных организациях и в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по программам послевузовского профессионального образования и программам дополнительного профессионального образования;

в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах высших учебных заведений;

2) лицензирование и государственная аккредитация:

высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;

научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по программам послевузовского профессионального образования и программам дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007  № 309-ФЗ)

расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалов высших учебных заведений;

3) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования высшими учебными заведениями, а также научными организациями и образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007  № 309-ФЗ)

4) принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям) обязательных для исполнения предписаний, а также контроль за исполнением таких предписаний;

 

 

5) - 7) утратили силу. - Федеральный закон от 27.07.2010  № 198-ФЗ;

8) признание и установление эквивалентности на территории Российской Федерации документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

9) информационно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере образования;

10) подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

(пп. 10 введен Федеральным законом от 20.04.2007  № 56-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

5. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

 

Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования

 (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

 

1. К полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

1) принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004  № 122-ФЗ;

4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;

5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;

2) - 3) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004  № 122-ФЗ;

4) издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, их государственной аккредитации;

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007  № 56-ФЗ, от 01.12.2007  № 308-ФЗ)

6) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, осуществляются без согласования с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004  № 122-ФЗ, от 21.12.2009  № 333-ФЗ)

6.1) определение перечня федеральных государственных высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 06.01.2007  № 1-ФЗ)

7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования;

8) определение порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 01.12.2007  № 309-ФЗ)

9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования;

10) утверждение порядка и критериев отбора, а также перечня государственных высших учебных заведений, при приеме в которые для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится дополнительное вступительное испытание профильной направленности, и направлений подготовки (специальностей);

(пп. 10 введен Федеральным законом от 09.02.2007  № 17-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.10.2007  № 232-ФЗ, от 10.02.2009  № 18-ФЗ)

11) определение порядка утверждения перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности;

(пп. 11 введен Федеральным законом от 09.02.2007  № 17-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.10.2007  № 232-ФЗ, от 10.02.2009  № 18-ФЗ)

12) утверждение перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист";

(пп. 12 введен Федеральным законом от 24.10.2007  № 232-ФЗ)

13) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области высшего профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, государственной аккредитации высших учебных заведений;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 01.12.2007  № 307-ФЗ)

14) установление порядка приема граждан в государственные высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

(пп. 14 введен Федеральным законом от 23.07.2008  № 160-ФЗ)

15) установление порядка подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

(пункт 15 введен Федеральным законом от 08.11.2010 № 293)

3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, относятся:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004  № 122-ФЗ;

2) установление федеральных государственных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования (для обучающихся в аспирантуре, адъюнктуре), а также утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004  № 122-ФЗ, от 31.12.2005  № 199-ФЗ, от 01.12.2007  № 309-ФЗ)

3) утратил силу. - Федеральный закон от 10.11.2009  № 260-ФЗ;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006  № 258-ФЗ;

5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 20.04.2007  № 56-ФЗ;

7) установление формы документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 20.04.2007  № 56-ФЗ)

8) установление порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании (в том числе порядка проведения экспертизы таких документов), форм свидетельств о признании и об установлении в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293)

9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений, учреждений, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных учреждений (организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных учреждений;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетного финансирования, направляемого на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов финансирования соответствующих образовательных учреждений;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

12) определение порядка установления федеральным органам исполнительной власти, имеющим в ведении высшие учебные заведения, другим главным распорядителям средств федерального бюджета контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

13) утверждение положения о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников;

(пп. 13 в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

14) установление порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения, за исключением высших учебных заведений, указанных в подпункте 14 пункта 2 настоящей статьи, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в указанные высшие учебные заведения, и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое;

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2007  № 17-ФЗ, от 23.07.2008  № 160-ФЗ, от 10.02.2009  № 18-ФЗ)

15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

16) организация участия высших учебных заведений и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

18) финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных заведений, учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004  № 122-ФЗ)

19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;

20) утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006  № 258-ФЗ;

21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала;

22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;

23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;

24) заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации;

25) установление федеральных государственных требований и порядка государственного тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному языку;

(пп. 25 введен Федеральным законом от 10.02.2009  № 18-ФЗ)

26) присвоение ученых званий профессора по кафедре, доцента по кафедре, выдача аттестатов о присвоении указанных ученых званий, а также лишение, восстановление указанных ученых званий.

(пп. 26 введен Федеральным законом от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

4. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, относятся:

1) государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях и научных организациях, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, а также научных организаций;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293)

 

 

 

 

 

3) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями и научными организациями, указанными в подпункте 2 настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293)

 

 

 

 

 

 

 

4) принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления в образовательное учреждение или научную организацию и (или) учредителю обязательных для исполнения предписаний, а также контроль за исполнением таких предписаний;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293)

5) - 7) утратили силу. - Федеральный закон от 27.07.2010  № 198-ФЗ;

8) признание и установление эквивалентности на территории Российской Федерации документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010  № 198-ФЗ)

9) информационно-методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере образования;

10) утратил силу - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293.

 

 

 

 

 

 

 

5. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2006  № 258-ФЗ)

 

4) статью 26 признать утратившей силу.

Статья 26. Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 56-ФЗ)

 

1. Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на финансирование системы высшего и послевузовского профессионального образования.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 20.04.2007 № 56-ФЗ)

Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 56-ФЗ)

Если по результатам контроля качества подготовки обучающихся и выпускников выявлено несоответствие качества подготовки федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и устанавливаемым в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательным стандартам и требованиям, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, вправе направить в высшее учебное заведение, образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, научную организацию и их учредителям обязательное для исполнения предписание об устранении указанного несоответствия.

(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2007 № 56-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

2. Государственный контроль за соблюдением высшим учебным заведением, образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, научной организацией условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, и (или) законодательства Российской Федерации в области образования обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие образовательные учреждения или такая научная организация. В случае, если было допущено нарушение этих условий и (или) законодательства Российской Федерации в области образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, направляет в такие образовательные учреждения или такую научную организацию и их учредителям обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок.

В случае неисполнения указанного предписания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, вправе приостановить действие лицензии, выданной им высшему учебному заведению, образовательному учреждению дополнительного профессионального образования, научной организации, полностью или в части осуществления образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, и (или) законодательства Российской Федерации в области образования.

Если в установленный срок выявленное нарушение не будет устранено, лицензия подлежит аннулированию. Решение об аннулировании лицензии принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и может быть оспорено в суде.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 56-ФЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 20.04.2007 № 56-ФЗ.

Статья 26. Утратила силу - Федеральный закон от 08.11.2010 № 293.

 

 

  

Комментарий:

 

Федеральный закон направлен на совершенствование порядка проведения лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, научных и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Основные изменения в части лицензирования образовательной деятельности предусматривают следующее:

- исключается проведение экспертизы при лицензировании образовательной деятельности;

- исключается возмещение заявителем затрат на проведение экспертизы с сохранением государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием;

- предусматривается предоставление бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности;

- предусматривается возможность взаимодействия между соискателем лицензии (лицензиатом) и лицензирующим органом, включая представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления и необходимых документов, с использованием электронных средств;

- предусматривается, что в процессе рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии лицензирующий орган осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии (лицензиатом);

- предусматривается проведение лицензирующим органом плановой выездной проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий через один год после предоставления лицензии.

 

Основные изменения в части государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций предусматривают следующее:

 

- более четко устанавливается цель государственной аккредитации - установление (подтверждение) государственного статуса образовательного учреждения, подтверждение качества образования в образовательном учреждении или научной организации.

- предусмотрено, что экспертиза осуществляется аккредитационными органами с привлечением аккредитованных экспертов;

- предусматривается возможность взаимодействия между заявителем и аккредитационным органом, включая представление заявителем заявления и необходимых документов, с использованием электронных средств;

- исключается возмещение заявителем затрат на проведение государственной аккредитации с установлением государственной пошлины за выдачу свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения к свидетельству о государственной аккредитации, имея в виду возмещение расходов федерального бюджета на предоставление государственной услуги;

- предусматривается формирование, ведение и использование федеральной и региональных информационных систем государственной аккредитации;

- предусматривается, что образовательные учреждения и научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Сведения об общественной аккредитации рассматриваются аккредитационными органами при проведении государственной аккредитации.

 

Основные изменения в части подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях предусматривают следующее.

 

- исключается проведение экспертизы документа, представленного к подтверждению;

- исключается возмещение заявителем затрат на подтверждение документа с взиманием государственной пошлины за проставление апостиля, имея в виду возмещение расходов федерального бюджета на предоставление государственной услуги;

- предусматривается повышение территориальной доступности предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем передачи данного полномочия для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- предусматривается формирование и ведение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, обеспечивающего поиск информации о документах, представленных к подтверждению, и федеральной базы данных о проставленных апостилях.


Возврат к списку