ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Кодекс образования Франции (2000 год)

КОДЕКС ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Приложение к распоряжению № 2000-549 от 15.06.2000

NOR:MENX0000033R

J.O.Numero 143 от 22.06.2000

Законодательная часть Кодекса образования объединяет совокупность действующих в этой области законов в структурированной и систематической форме. Он заменяет собой предшествовавшие законы по образованию, упраздняемые распоряжением, которое устанавливает настоящий Кодекс.

Кодекс представлен здесь в полном объеме с динамичным содержанием и с совокупностью внутренних связей. Для каждой статьи Кодекса указан исходный текст.

Изменения, внесенные последующими текстами, указаны у каждой статьи значком, который сопровождается комментарием или цитированием.

Опубликовано 1 сентября 2001.

Министерство национального образования, Дирекция юридических дел, Миссия Кодификации 75357 Париж. ул. Гренель, д. 110.

Содержание

Часть Первая: Общие и единые положения

Книга I: Общие принципы образования

Раздел I: Право на образование

Глава I: Общие положения

Глава II: Особые Положения, касающиеся детей и подростков с физическими и умственными отклонениями

Глава III: Положения, касающиеся детей дошкольного возраста

Раздел II: Цели и задачи публичной службы образования

Глава I: Общие положения

Глава II: Цели и задачи школьного образования

Глава III: Цели и задачи высшего образования

Раздел III: Обязательность и бесплатность школьного обучения

Глава I: Обязательность школьного обучения

Глава II: Бесплатность публичного школьного образования

Раздел IV: Светский характер публичного образования

Глава единственная

Раздел V: Свобода образования

Глава единственная

Раздел VI[*]: Положения, применяемые на островах Валлис и Футуна, в Майотте, Французской Полинезии и Новой Каледонии

Глава I: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна

Глава II: Положения, применимые в Майотте

Глава III: Положения, применимые во Французской Полинезии

Глава IV: Положения, применимые в Новой Каледонии

Книга II: Управление образованием

Раздел I: Распределение полномочий между Государством и территориальными объединениями

Глава I: Полномочия Государства

Глава II: Полномочия коммун

Секция 1: Начальные школы и классы и детские сады с дошкольной подготовкой

Секция 2: Школьная касса

Секция 3: Колледжи

Секция 4: Использование учебных помещений

Глава III: Полномочия департаментов

Секция 1: Колледжи

Секция 2: Школьный транспорт

Глава IV: Полномочия регионов

Секция 1: Планирование подготовки

Секция 2: Лицеи, учреждения специального образования, профессиональные мореходные лицеи и учреждения сельскохозяйственного образования

Секция 3: Профессиональная подготовка и ученичество

Секция 4: Полномочия заморских регионов

Глава V: Полномочия территориального объединения Корсики

Глава VI: Единые полномочия в территориальных объединениях

Раздел II: Организация служб управления образованием

Глава I: Службы центральной администрации

Глава II: Академические и департаментские службы

Раздел III: Национальные и местные коллегиальные органы

Глава I: Высший Совет образования

Секция 1: Высший Совет образования как консультативный орган

Секция 2: Принятие Высшим Советом образования решений по вопросам конфликтного и дисциплинарного характера

Подсекция 1: Общие положения

Подсекция 2: Снятие санкций отчисления, лишения прав и профессиональной непригодности

Глава II: Национальный Совет высшего образования и научных исследований

Секция 1: Национальный Совет высшего образования и исследований как консультативный орган

Секция 2: Национальный Совет высшего образования и исследований, принимающий решения по дисциплинарным вопросам

Подсекция 1: Общие положения

Подсекция 2: Снятие санкций, исключения, лишения прав и профессиональной непригодности

Глава III: Конференция руководителей публичных учреждений научного, культурного и профессионального характера

Глава IV: Академические советы национального образования

Глава V: Департаментские советы национального образования

Глава VI: Единые положения для национальных и местных коллегиальных органов

Глава VII: Консультативные инстанции по вопросам профессиональной подготовки

Секция 1: Национальные консультативные инстанции

Секция 2: Департаментские консультативные инстанции

Глава VIII: Консультативные инстанции в области сельскохозяйственного образования

Секция 1: Национальный Совет сельскохозяйственного образования

Секция 2: Национальный Совет высшего сельскохозяйственного, агропищевого и ветеринарного образования и исследований

Секция 3: Региональные комитеты сельскохозяйственного образования

Глава IX: Другие консультативные инстанции

Раздел IV: Инспекция и оценка образования

Глава I: Исполнение миссий инспекции и оценки

Глава II: Национальный комитет оценки публичных учреждений научного, культурного и профессионального характера

Раздел V*: Положения, касающиеся островов Сен-Пьер и Микелон

Раздел VI*: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна, в Майотте, Французской Полинезии и Новой Каледонии.

Глава I: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна.

ГлаваII: Положения, применимые в Майотте.

Глава III: Положения, применимые во Французской Полинезии.

Глава IV: Положения, применимые в Новой Каледонии

Часть вторая: Школьное образование

Книга III: Организация школьного образования

Раздел I: Общая организация образования

Глава I: Единые положения

Глава II: Положения, касающиеся преподавания отдельных дисциплин

Секция 1: Физическое и спортивное воспитание

Секция 2: Изучение художественных дисциплин

Секция 3: Изучение технологии и информатики

Секция 4: Изучение языков и местной культуры

Секция 5: Изучение военного дела

Секция 6: Изучение безопасности жизнедеятельности

Секция 7: Изучение демографических дисциплин

Секция 8: Изучение дисциплин гражданского воспитания

Секция 9: Половое и гигиеническое воспитание

Глава III: Информация и ориентация

Глава IV: Педагогические исследования и документация

Раздел II: Образование первой ступени

Глава единственная

Раздел III: Образование второй ступени

Глава I: Положения, единые для образования второй ступени

Секция 1: Национальные экзамены и дипломы

Секция 2: Чередующаяся подготовка

Секция 3: Спортивная практика высокого уровня

Секция 4: Процедура ориентации

Глава II: Образование, осуществляемое в колледжах

Глава III: Единые положения, касающиеся образования, осуществляемого в лицеях

Глава IV: Положения, касающиеся образования, ведущего к общему бакалавриату

Глава V: Единые положения, касающиеся технологической и профессиональной подготовки

Глава VI: Положения, относящиеся к технологической подготовке

Глава VII: Положения, относящиеся к профессиональной подготовке

Раздел IV: Сельскохозяйственное и мореходное образование

Глава I: Сельскохозяйственное образование

Глава II*: Мореходное образование

Раздел V: Образование для детей и подростков с отклонениями развития

Глава I: Специальное образование

Глава II: Профессиональная подготовка и ученичество молодежи с отклонениями развития

Раздел VI*: Образование, готовящее к профессиям в области искусства и спорта

Глава I: Подготовка, осуществляемая в образовательных учреждениях искусства

Глава II: Обучение искусству танца

Глава III: Подготовка и профессии в области физкультуры и спорта

Раздел VII*: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна, в Майотте, Французской Полинезии и Новой Каледонии.

Глава I: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна.

Глава II: Положения, применимые в Майотте.

Глава III: Положения, применимые во Французской Полинезии.

Глава IV: Положения, применимые в Новой Каледонии.

Книга IV: Учреждения школьного образования.

Раздел I: Школы

Глава I: Организация и функционирование начальных школ и детских садов с дошкольной подготовкой

Глава II: Региональные школы первой ступени

Раздел II: Колледжи и лицеи

Глава I: Организация и функционирование местных публичных учреждений образования

Секция 1: Административная организация

Секция 2: Финансовая организация

Секция 3: Положения, относящиеся к движимому имуществу местных публичных учреждений образования

Секция 4: Положения, касающиеся профессиональных мореходных лицеев

Секция 5: Положения, касающиеся лицеев общего и технологического сельскохозяйственного образования и профессиональных сельскохозяйственных лицеев

Секция 6: Разные положения

Глава II: Организация и функционирование колледжей и лицеев, не относящихся к местным публичным учреждениям образования

Секция 1: Государственные учреждения

Секция 2: Муниципальные и департаментские учреждения

Глава III: Объединения публичных школьных учреждений

Глава IV: Школы ремесел

Глава V: Военные лицеи

Раздел III: Центры ученичества

Глава единственная

Раздел IV: Частные учреждения образования

Глава I: Открытие частных учреждений образования

Секция 1: Открытие частных учреждений образования первой ступени

Секция 2: Открытие частных учреждений образования второй ступени

Секция 3: Открытие частных технических учреждений образования

Глава II: Отношения между Государством и частными учреждениями образования

Секция 1: Контроль Государства над частными учреждениями образования

Секция 2: Просьба включения частного учреждения образования в систему публичного образования

Секция 3: Контракт присоединения к системе публичного образования, заключаемый с Государством частными учреждениями образования

Секция 4: Простой контракт, заключаемый с Государством частными учреждениями образования

Секция 5: Единые положения для учреждений,, связанных контрактом с Государством

Секция 6: Положения, относящиеся к частным сельскохозяйственным учреждениям образования в режиме контракта

Глава III: Частные технические учреждения образования

Секция 1: Школы торговой и промышленной палат

Секция 2: Частные технические школы

Секция 3: Частные центры ученичества

Глава IV: Частные учреждения, осуществляющие дистанционное обучение

Раздел V: Французские образовательные учреждения за границей

Глава I: Общие положения

Глава II: Агентство по французскому образованию за границей

Глава III: Учреждения образования, находящиеся при французских войсках, располагающиеся в Германии

Раздел VI: Учреждения образования, готовящиеся к профессиям в области искусства и спорта

Глава I: Образовательные учреждения искусства

Глава II: Образовательные учреждения искусства танца

Секция 1: Условия эксплуатации танцевальных залов в целях образования

Секция 2: Положения о наказаниях

Глава III: Учреждения образования, готовящие к профессиям в области искусства и спорта

Глава IV*: Французские учебные заведения в княжестве Андорра

Раздел VII: Единые положения

Глава I: Реклама и распространение в индивидуальном порядке

Глава II: Положения о наказаниях

Раздел VIII*: Положения, применимые для департаментов Нижнего Рейна, Верхнего Рейна и Мозеля

Глава единственная

Раздел IX*: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна, в Майотте, Французской Полинезии и Новой Каледонии

Глава I: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна.

Глава II: Положения, применимые в Майотте.

Глава III: Положения, применимые во Французской Полинезии.

Глава IV: Положения, применимые в Новой Каледонии

Книга V: Школьная жизнь

Раздел I: Права и обязанности учащихся

Глава единственная

Раздел II: Организация школьного времени и школьного пространства

Глава единственная

Раздел III: Доплаты на обучение

Глава I: Доплаты на обучение и национальные стипендии

Глава II: Пособия в связи с началом учебного года

Глава III: Пособия, выдаваемые территориальными объединениями

Раздел IV: Школьное здравоохранение

Глава I: Защита здоровья

Глава II: Предупреждение плохого обращения

Раздел V: Внешкольная, спортивная и культурная деятельность

Глава I: Внешкольная деятельность

Глава II: Физкультурная и спортивная деятельность

Раздел VI*: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна, в Майотте, Французской Полинезии и Новой Каледонии

Глава I: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна.

ГлаваII: Положения, применимые в Майотте.

Глава III: Положения, применимые во Французской Полинезии.

Глава IV: Положения, применимые в Новой Каледонии

Часть третья: Высшее образование

Книга VI: Организация высшего образования

Раздел I: Общая организация образования

Глава I: Единые положения

Глава II: Последовательный процесс высшего образования

Секция 1: Первый цикл

Секция 2: Второй цикл

Секция 3: Третий цикл

Глава III: Присуждение университетских степеней и званий

Секция 1: Общие правила выдачи дипломов

Секция 2: Подтверждение профессиональных навыков для получения дипломов

Секция 3: Получение национальных дипломов студентами частных учреждений высшего образования

Глава IV: Планирование и развитие высшей подготовки

Раздел II: Общая университетская подготовка

Глава I: Право, политические науки, экономика и администрация

Глава II: Естественные науки и технология

Глава III: Литература, языки, искусства, гуманитарные и социальные науки

Глава IV: Физическая культура и спорт

Раздел III: Подготовка в области здравоохранения

Глава I: Единые положения

Глава II: Медицинское образование

Глава III: Фармацевтическое образование

Глава IV: Одонтологическое образование

Глава V: Другие подготовки в области здравоохранении

Раздел IV: Технологические подготовки

Глава I: Единые положения

Глава II: Долгосрочная технологическая подготовка

Глава III: Краткосрочная технологическая подготовка

Раздел V: Подготовки в институтах и школах, внешних по отношении к университетам, в высших нормальных школах и Больших учреждениях

Глава I: Подготовки в институтах и школах, внешних по отношении к университетам

Глава II: Подготовки в высших нормальных школах

Глава III: Подготовки в Больших учреждениях

Раздел VI: Университетские исследования

Глава единственная

Раздел VII*: Подготовка в других высших образовательных учреждениях

Глава I: Высшее государственное сельскохозяйственное и ветеринарное образование

Глава II: Архитектурное образование

Глава III: Образование в школах коммерции

Глава IV: Образование в национальных школах горного дела

Глава V: Образование в высших военных школах

Глава VI: Образование в школах санитарии и в социальных школах

Глава VII: Образование в школах торгового флота

Раздел VIII*: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна, в Майотте, Французской Полинезии и Новой Каледонии

Глава I: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна.

Глава II: Положения, применимые в Майотте.

Глава III: Положения, применимые во Французской Полинезии.

Глава IV: Положения, применимые в Новой Каледонии

Книга VII: Учреждения высшего образования

Раздел I: Публичные учреждения научного, культурного и профессионального характера

Глава I: Принципы, касающиеся создания и автономии публичных образовательных учреждений научного, культурного и профессионального характера

Глава II: Университеты

Глава III: Составные части университетов

Секция 1: Учебно- исследовательские подразделения

Секция 2: Положения, касающиеся учебно-исследовательских подразделений в области медицины, фармации и одонтологии

Секция 3: Институты и школы

Глава IV: Общие службы

Глава V: Институты и школы, не являющиеся частью университета

Глава VI: Высшие нормальные школы

Глава VII: Большие учреждения

Глава VIII: Французские школы за границей

Глава IX: Единые положения

Секция 1: Положения, относящиеся к составу советов

Секция 2: Финансовый режим

Секция 3: Административный и финансовый контроль

Секция 4: Внешние отношения

Раздел II*: Университетские институты по подготовке учителей

Глава I: Задачи и организация университетских институтов по подготовке учителей

Глава II: Права и обязанности государства и департаментов в отношении университетских институтов по подготовке учителей

Раздел III*: Образовательные частные учреждения высшего образования

Глава единственная

Раздел IV*: Образовательные учреждения высшего образования управленческого характера, находящиеся в ведении Министра, ответственного за высшее образование

Глава единственная

Раздел V*: Образовательные учреждения высшего специализированного образования

Глава I: Образовательные учреждения высшего сельскохозяйственного и ветеринарного образования

Глава II: Школы архитектуры

Глава III: Школы коммерции

Глава IV: Национальные школы горного дела

Глава V: Высшие военные школы

Глава VI: Санитарные школы и социальные школы

Глава VII: Национальные школы торгового флота

Глава VIII: Национальный фонд политических наук

Раздел VI: Единые положения

Глава I: Единые положения публичных и частных учреждений образования

Глава II: Единые положения публичных учреждений образования

Раздел VII*: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна, в Майотте, Французской Полинезии и Новой Каледонии

Глава I: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна.

ГлаваII: Положения, применимые в Майотте.

Глава III: Положения, применимые во Французской Полинезии.

Глава IV: Положения, применимые в Новой Каледонии

Книга VIII: Университетская жизнь

Раздел I: Права и обязанности пользователей публичной службы высшего образования

Глава единственная

Раздел II: Помощь студентам и университетская благотворительность

Глава I: Помощь студентам

Глава II: Университетская благотворительность

Раздел III: Здравоохранение и социальная защита студентов

Глава I: Университетское здравоохранение

Глава II: Социальная защита студентов

Раздел IV: Общеуниверситетские спортивные и культурные мероприятия

Глава единственная

Раздел V: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна, в Майотте, Французской Полинезии и Новой Каледонии

Глава I: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна.

Глава II: Положения, применимые в Майотте.

Глава III: Положения, применимые во Французской Полинезии.

Глава IV: Положения, применимые в Новой Каледонии

Часть четвертая: Персонал

Книга IX: Персонал образования

Раздел I: Общие положения

Глава I: Единые положения

Глава II: Положения, касающиеся преподавательского персонала

Глава III: Положения, относящиеся к административному, техническому, рабочему, социальному, медицинскому и обслуживающему персоналу

Глава IV: Положения, относящиеся к персоналу частных образовательных учреждений

Глава V: Положения, относящиеся к персоналу государственных национальных образовательных учреждений

Раздел II: Персонал учреждений первой ступени

Глава единственная

Раздел III: Персонал второй ступени

Глава I: Единые положения

Глава II: Преподавательские составы лицеев и колледжей

Глава III: Воспитательный персонал

Глава IV: Персонал ориентации

Глава V: Персонал надзора

Глава VI: Персонал центров ученичества

Глава VII: Персонал непрерывной подготовки

Раздел IV: Персоналы инспекции и дирекции

Глава I: Персоналы инспекции

Глава II: Персонал дирекции

Раздел V: Персонал высшего образования

Глава I: Единые положения

Глава II: Преподаватели-исследователи, преподаватели и исследователи

Секция 1: Общие положения

Секция 2: Особые положения

Секция 3: Положения, касающиеся преподавательского и больничного персонала

Глава III: Инженерный, административный, технический, рабочий и служебный персонал

Раздел VI*: Персонал специализированных образовательных учреждений

Глава I: Персонал сельскохозяйственного образования

Глава II: Персонал архитектурного образования

Глава III: Персонал художественного образования

Глава IV: Персонал танцевального образования

Глава V: Персонал физкультурного и спортивного образования

Глава VI: Персонал мореходного образования

Раздел VII*: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна, в Майотте, Французской Полинезии и Новой Каледонии

Глава I: Положения, применимые на островах Валлис и Футуна.

Глава II: Положения, применимые в Майотте.

Глава III: Положения, применимые во Французской Полинезии.

Глава IV: Положения, применимые в Новой Каледонии


[*] Перевод Кодекса выполнен с небольшими изъянами, касающимися в основном особенностей применения его положений в заморских территориях Франции. Поэтому эти и некоторые другие разделы, помечены значком *, в тексте издания не приводятся. – Примеч. перев.