ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ от 20 февраля 2014 г. № 255-О
[Конституционный Суд РФ в процессе конституционного судопроизводства проверяет по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод конституционность действующих нормативных актов. Если же оспариваемый Закон отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде РФ, Конституционный Суд РФ отказывает в принятии жалобы к рассмотрению. Поскольку Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утратил силу с 1 сентября 2013 года, т.е. задолго до обращения заявителя в Конституционный Суд, в принятии заявления к рассмотрению было отказано.]
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 21 января 2015 г. № АКПИ14-1367
[Признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда подпункт "е" пункта 68 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 839, в части установления срока получения диплома победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.]
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 21 мая 2014 г. по делу № 33-963
[По мнению заявителя ему было отказано в приеме в авиационное училище в связи с достижением предельного возраста 34 года. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт подачи истцом заявления о приеме в данное образовательное учреждение, которое является обязательным документом в соответствии с законодательством.]
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 10 июля 2014 г. № АКПИ14-612
[Признан не противоречащим законодательству пункт 41 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год. Оспариваемое нормативное предписание закрепляет порядок принятия результатов ЕГЭ для использования особого права на прием без вступительных испытаний победителями и призерами олимпиады школьников (за исключением творческих олимпиад и олимпиад в области физической культуры и спорта) при наличии результатов ЕГЭ не ниже количества баллов ЕГЭ, установленного организацией высшего образования и которое не может быть менее 65 баллов по каждому из определенных организацией высшего образования предметов. Федерального закона, устанавливающего иное минимальное значение указанного количественного показателя, являющегося основанием для зачисления победителей и призеров олимпиады школьников на обучение без вступительных испытаний, не имеется. При этом оспариваемая норма обеспечивает соблюдение предусмотренного частью 6 статьи 55 Федерального закона условия приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам, которое гарантирует зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности.]
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА от 18 декабря 2013 г. по делу № 11-41713
[Заявитель обратилась в приемную комиссию ФГБОУ ВПО с заявлением о зачислении вне конкурса как инвалида первой группы по зрению. Университет не включил заявителя в списки лиц, предлагаемых к зачислению на места, финансируемые из средств федерального бюджета, вне конкурса в связи с тем, что она не набрала минимальное количество баллов, установленных в этом университете. Суд подтвердил правомерность отказа в зачислении, отметив при этом, что право заявителя самостоятельно выбрать вуз в соответствии с индивидуальной программой реабилитации заявителя никем не оспаривается, равно как и право ее как инвалида на получение высшего образования, гарантированное государством. Заявитель не лишена права на зачисление в вуз, в котором установлены иные минимальные границы результатов ЕГЭ, не превышающие баллы, набранные по результатам экзамена заявителем. Действующими нормативными актами предусмотрена возможность высшим учебным заведениям устанавливать границы результатов ЕГЭ, превышающие минимально установленные, что способствует отбору абитуриентов, наиболее подготовленных к освоению основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования.]
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 25 марта 2014 г. по делу № 33-851/2014
[Статьей 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" программы начального профессионального образования приравнены к программам среднего профессионального образования – подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Закон не имеет обратной силы, программы начального профессионального образования, реализованные до момента его вступления в силу не приравниваются к программам СПО. В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего профессионального образования при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения диплома государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы. В списке учреждений и программ, дающих право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет сотрудникам органов внутренних дел, не указаны программы начального профессионального образования.]
[Абитуриент проходил военную службу, по окончании службы на основании приказа командира ему выдана рекомендация для внеконкурсного зачисления в государственное образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования и на подготовительное отделение образовательного учреждения высшего профессионального образования. По результатам приемных испытаний абитуриент не набрал проходной балл, следовательно не считается успешно прошедшим вступительные испытания и не был зачислен на место, финансируемое за счет бюджета. При таких обстоятельствах суд признал правомерным отказ в зачислении в число студентов 1 курса училища вне конкурса на места, финансируемые за счет бюджета. Получение положительных оценок на вступительных испытаниях не тождественно «успешному прохождению вступительных испытаний», если при этом не был набран минимальный балл, установленный вузом для приема.]
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 26 мая 2014 г. № АКПИ14-304
[Порядок перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное не противоречит законодательству и не нарушает право на бесплатное высшее образование. Необходимость сдачи экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку "отлично" как условие перевода на бесплатное отделение не могут рассматриваться как нарушающие права, свободы и законные интересы заявителя и иных лиц. Напротив, таким способом федеральный законодатель закрепил особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности. С учетом того, что доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование, Порядок не нарушает право на получение по конкурсу бесплатного высшего образования.]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 апреля 2008 г. № 274-О-О
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 13 ноября 2001 г. № 240-О
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 октября 2001 г. № 187-О
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 мая 1996 г. № 69-О
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 мая 1996 г. № 70-О
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 18 октября 2012 № АПЛ12-555
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 3 мая 2006 года. Дело № 59-Г06-3