Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ

Решения, принятые со ссылкой на Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Решения Конституционного суда РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ от 20 февраля 2014 г. № 255-О

[Конституционный Суд РФ в процессе конституционного судопроизводства проверяет по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод конституционность действующих нормативных актов. Если же оспариваемый Закон отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде РФ, Конституционный Суд РФ отказывает в принятии жалобы к рассмотрению. Поскольку Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утратил силу с 1 сентября 2013 года, т.е. задолго до обращения заявителя в Конституционный Суд, в принятии заявления к рассмотрению было отказано.] 




Решения судов общей юрисдикции

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 21 января 2015 г. № АКПИ14-1367

[Признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда подпункт "е" пункта 68 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 839, в части установления срока получения диплома победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.]


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 21 мая 2014 г. по делу № 33-963

[По мнению заявителя ему было отказано в приеме в авиационное училище в связи с достижением предельного возраста 34 года. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт подачи истцом заявления о приеме в данное образовательное учреждение, которое является обязательным документом в соответствии с законодательством.]



РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 10 июля 2014 г. № АКПИ14-612

[Признан не противоречащим законодательству пункт 41 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год. Оспариваемое нормативное предписание закрепляет порядок принятия результатов ЕГЭ для использования особого права на прием без вступительных испытаний победителями и призерами олимпиады школьников (за исключением творческих олимпиад и олимпиад в области физической культуры и спорта) при наличии результатов ЕГЭ не ниже количества баллов ЕГЭ, установленного организацией высшего образования и которое не может быть менее 65 баллов по каждому из определенных организацией высшего образования предметов. Федерального закона, устанавливающего иное минимальное значение указанного количественного показателя, являющегося основанием для зачисления победителей и призеров олимпиады школьников на обучение без вступительных испытаний, не имеется. При этом оспариваемая норма обеспечивает соблюдение предусмотренного частью 6 статьи 55 Федерального закона условия приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам, которое гарантирует зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности.]



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА от 18 декабря 2013 г. по делу № 11-41713

[Заявитель обратилась в приемную комиссию ФГБОУ ВПО с заявлением о зачислении вне конкурса как инвалида первой группы по зрению. Университет не включил заявителя в списки лиц, предлагаемых к зачислению на места, финансируемые из средств федерального бюджета, вне конкурса в связи с тем, что она не набрала минимальное количество баллов, установленных в этом университете. Суд подтвердил правомерность отказа в зачислении, отметив при этом, что право заявителя самостоятельно выбрать вуз в соответствии с индивидуальной программой реабилитации заявителя никем не оспаривается, равно как и право ее как инвалида на получение высшего образования, гарантированное государством. Заявитель не лишена права на зачисление в вуз, в котором установлены иные минимальные границы результатов ЕГЭ, не превышающие баллы, набранные по результатам экзамена заявителем. Действующими нормативными актами предусмотрена возможность высшим учебным заведениям устанавливать границы результатов ЕГЭ, превышающие минимально установленные, что способствует отбору абитуриентов, наиболее подготовленных к освоению основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования.]



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 25 марта 2014 г. по делу № 33-851/2014

[Статьей 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" программы начального профессионального образования приравнены к программам среднего профессионального образования – подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Закон не имеет обратной силы, программы начального профессионального образования, реализованные до момента его вступления в силу не приравниваются к программам СПО. В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего профессионального образования при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения диплома государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы. В списке учреждений и программ, дающих право на досрочное назначение пенсии по выслуге лет сотрудникам органов внутренних дел, не указаны программы начального профессионального образования.] 



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА от 19 февраля 2014 г. по делу № 33-1645/2014, А-57

[Абитуриент проходил военную службу, по окончании службы на основании приказа командира ему выдана рекомендация для внеконкурсного зачисления в государственное образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования и на подготовительное отделение образовательного учреждения высшего профессионального образования. По результатам приемных испытаний абитуриент не набрал проходной балл, следовательно не считается успешно прошедшим вступительные испытания и не был зачислен на место, финансируемое за счет бюджета. При таких обстоятельствах суд признал правомерным отказ в зачислении в число студентов 1 курса училища вне конкурса на места, финансируемые за счет бюджета. Получение положительных оценок на вступительных испытаниях не тождественно «успешному прохождению вступительных испытаний», если при этом не был набран минимальный балл, установленный вузом для приема.]



РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 26 мая 2014 г. № АКПИ14-304


[Порядок перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное не противоречит законодательству и не нарушает право на бесплатное высшее образование. Необходимость сдачи экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку "отлично" как условие перевода на бесплатное отделение не могут рассматриваться как нарушающие права, свободы и законные интересы заявителя и иных лиц. Напротив, таким способом федеральный законодатель закрепил особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности. С учетом того, что доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование, Порядок не нарушает право на получение по конкурсу бесплатного высшего образования.]





Решения судов, принятые со ссылкой на законодательство, действующее до принятия Федерального закона № 273-ФЗ

Решения Конституционного суда РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 апреля 2008 г. № 274-О-О

[Провозглашая право на образование в числе основных и неотъемлемых конституционных прав, государство обязуется принимать все зависящие от него меры для наиболее полного его осуществления, создания соответствующих социально-экономических условий, обеспечения правовых гарантий свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и высшего образования. При этом конституционно значимой целью является обеспечение (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) максимально широкого доступа к высшему образованию. Доступность высшего профессионального образования при существующем уровне доходов большинства населения нашей страны связана прежде всего с возможностью получить его бесплатно. Федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов в целях обеспечения для лиц, не имеющих высшего образования, бесплатного получения такого образования, вправе предусмотреть в качестве условия обучения граждан в государственных и муниципальных высших учебных заведениях за счет бюджетных средств получение гражданином образования данного уровня впервые.]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 13 ноября 2001 г. № 240-О

[Граждане свободны в выборе формы получения высшего образования, образовательного учреждения, направления подготовки, в том числе в выборе способа получения высшего образования, а именно: поступать в государственное или муниципальное высшее учебное заведение, проходя конкурсный отбор для обучения за счет бюджетных средств, либо обучаться на договорной (платной) основе за счет средств какой-либо организации, заключив с ней соответствующий договор. Связанные с таким свободным выбором правовые последствия в части, касающейся отнесения к налогооблагаемому доходу гражданина сумм, которые организация, заключившая с ним договор, платит за его обучение в высшем учебном заведении, не могут рассматриваться как нарушение гарантий равенства, закрепленных в статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации.]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 октября 2001 г. № 187-О

[Провозглашая право на образование в числе основных и неотъемлемых конституционных прав, государство обязано предпринимать все зависящие от него меры для наиболее полного осуществления этого права, создания социально-экономических условий, обеспечения правовых гарантий свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и высшего образования. Граждане свободны в выборе формы получения высшего образования, образовательного учреждения, направления подготовки а также в выборе способа получения высшего образования впервые - за счет бюджетных средств (поступив в государственное или муниципальное высшее учебное заведение, пройдя конкурсный отбор) или на договорной (платной) основе.]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 мая 1996 г. № 69-О

[В целях обеспечения законных интересов лиц, не имеющих высшего образования, ограничение законом прав граждан, имеющих высшее образование, в получении второго бесплатного высшего образования соответствует Конституции Российской Федерации. Пункт 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» говорит не о конституционном праве на получение высшего образования, а регулирует только вопросы оплаты второго и последующего высшего образования.]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 мая 1996 г. № 70-О

[Одновременное участие в конкурсе лиц с высшим образованием и лиц, его не имеющих, не обеспечивало бы последним равных возможностей для поступления в вуз, т.е. делало бы его менее доступным, а следовательно, ущемляло бы их право на получение бесплатного высшего образования. Право на образование, являясь одним из основных и неотъемлемых конституционных прав, может быть реализовано гражданином в различных формах и после получения бесплатного высшего образования, но уже без обязательной гарантии бесплатности.]


Решения судов общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 18 октября 2012 № АПЛ12-555

[Поскольку Правительство Российской Федерации полномочно определять требования к условиям реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, закрепление в Постановлении Об обеспечении реализации программы "Становление и развитие частного права в России" положения, предусматривающего прием в Российскую школу частного права специалистов с высшим юридическим образованием, не противоречит законодательству.]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 3 мая 2006 года. Дело № 59-Г06-3

[Проанализировав оспариваемые нормы Закона области и положения федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Законом субъекта Российской Федерации установлен неполный перечень учебных заведений начального профессионального образования и профессиональной подготовки, а также ограничены права для граждан, желающих получить бесплатную подготовку работника квалифицированного труда (рабочих и служащих), а также ускоренное приобретение трудовых навыков в учреждениях начального профессионального образования Амурской области]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕНЗЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 4 июня 2002 г. Дело № 33-987

[Утверждение налогового органа о том, что социальный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику - родителю при условии, если денежные средства за обучение ребенка внесены в кассу образовательного учреждения лично налогоплательщиком, подавшим заявление о предоставлении данного вычета, является незаконным.]