Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Права обучающихся в образовательном учреждении в полной мере могут быть реализованы только после получения этим учреждением государственной аккредитации. Законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо отступлений от порядка аккредитации и аттестации образовательных учреждений в зависимости от того, являются они государственными или негосударственными. Абзац 2 пункта 4 постановления Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. № 6, устанавливавший преимущества для государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, признан незаконным и не подлежащим применению.]


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

30 января 2002 г. Дело № ГКПИ 02-18


(извлечение)


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» о признании недействительным п. 4 Постановления Госкомвуза РФ от 30 ноября 1994 г. № 6 «Об утверждении Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в РФ» (с изменениями от 22 июля 1997 г.),


установила:

Межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что пункт 4 оспариваемого Постановления ставит в неравное положение государственные и негосударственные образовательные учреждения и в связи с этим нарушает права обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях на получение льгот, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В судебном заседании представители заявителя заявленное требование поддержали, но при этом его уточнили и просили о признании недействительным только абзаца 2 пункта 4 указанного Постановления.

Представитель заинтересованного лица Министерства образования РФ с предъявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Постановления Госкомвуза РФ прав граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, не нарушает.

Представитель Министерства юстиции РФ заявленное требование признал обоснованным и просил о его удовлетворении, поскольку обучающиеся в государственных и негосударственных учебных заведениях, в нарушение требований закона, поставлены в неравное положение.

Выслушав объяснения представителей заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей заявленное требование удовлетворить, Верховный Суд РФ находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как установлено судом, во исполнение Закона РФ «Об образовании» Государственным комитетом РФ по высшему образованию 30 ноября 1994 г. было принято Постановление № 6 «Об утверждении Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации», в абз. 2 пункта 4 которого предусматривалось, что государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования следует считать имеющими государственную аккредитацию до ее прохождения в установленном порядке согласно утвержденному графику.

По утверждению представителей заявителя, обратившегося в суд за защитой прав неопределенного круга лиц на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» (ст. 45), указанное выше положение Постановления Госкомвуза РФ не соответствует требованиям п. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех граждан перед судом и законом, а также Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», не предусматривающих каких-либо отступлений от порядка аккредитации и аттестации образовательных учреждений в зависимости от их правовой формы.

Оспариваемый же пункт Постановления Госкомвуза РФ фактически ставит в неравное положение обучающихся в государственных и негосударственных учебных заведениях как относительно качеств предоставления образовательных услуг, так и реализации ими предусмотренных Законом РФ «Об образовании» льгот, чем нарушает права лиц, проходящих обучение в негосударственных учебных заведениях.

Эти утверждения представителей заявителя материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителем Министерства образования РФ.

Об обоснованности заявленного требования свидетельствуют также и объяснения представителя Министерства юстиции РФ, подтвердившего несоответствие оспариваемого пункта Постановления Госкомвуза РФ требованиям закона.

При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что абзац 2 пункта 4 Постановления Госкомвуза РФ от 30 ноября 1994 г. № 6 не может являться законным.

Довод представителя Министерства образования РФ о том, что пункт 4 указанного Постановления не противоречит требованиям закона и не нарушает прав обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях, не может быть принят во внимание, поскольку он не основан на законе и опровергается собранными по делу доказательствами.

Согласно п. 16 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» права образовательного учреждения (независимо от его правового статуса) на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Из приведенной нормы закона следует, что права обучающихся в образовательных учреждениях в полной мере могут быть реализованы только после получения этим учреждением государственной аккредитации.

Оспариваемый же пункт Постановления Госкомвуза РФ, относя государственные образовательные учреждения, в том числе и вновь создаваемые, о чем свидетельствует практика последних лет, к имеющим государственную аккредитацию со дня их образования, фактически ставит обучающихся в негосударственных учреждениях в неравное положение, чем нарушает их права на получение предусмотренных законом льгот и преимуществ.

Того обстоятельства, что обучающиеся в негосударственных учебных заведениях приобретают все права и льготы, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», только со дня получения этими учреждениями государственной аккредитации, не оспаривал в судебном заседании и представитель Министерства образования РФ.

Учитывая, что действие абзаца 2 пункта 4 оспариваемого Постановления, как свидетельствует практика, распространяется, в нарушение требований закона, и на вновь создаваемые в настоящее время государственные учебные заведения, данный пункт в указанной выше части не может быть признан правомерным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации


решил:

заявление межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» удовлетворить.

Признать абзац 2 пункта 4 Постановления Госкомвуза РФ от 30 ноября 1994 г. № 6 незаконным и не подлежащим применению9.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.