Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Законодательством предусмотрена выдача лицензии на ведение образовательной деятельности по конкретным заявленным соискателем лицензии адресам мест осуществления такой деятельности. Учитывая, что АНО осуществляет образовательную деятельность по адресам, не указанным ни в лицензии, ни в приложении к ней, без положительного заключения экспертной лицензионной комиссии о возможности ведения образовательной деятельности, соответствия строительным, санитарным и гигиеническим нормам и правилам в указанных помещениях, что является нарушением условий, предусмотренных названной лицензией, приостановление действия лицензии суд признал правомерным.]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2011 г. по делу N А72-4739/2010


(извлечение)


Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного образования "Центринтернет-технологий", г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011

по делу N А72-4739/2010

по заявлению автономной некоммерческой организации дополнительного образования "Центр интернет-технологий" к Комитету по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительными предписания от 27.01.2010 N 156 и приказа от 03.06.2010 N 167,


установил:

автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Центр интернет-технологий" (далее - АНОДО "ЦИТ", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными предписания Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области от 27.01.2010 N 156 (далее - Комитет, ответчик), приказа от 03.06.2010 N 167 о приостановлении действия выданной АНОДО "ЦИТ" лицензии на право осуществления образовательной деятельности от 28.04.2007 серии А N 200999 регистрационный номер 4810.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе АНОДО "ЦИТ" просит судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт.

Проверив законность обжалованных судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Комитета, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в январе 2010 года Комитетом в соответствии с поручением прокуратурыЗасвияжского района г. Ульяновска проведена внеплановая проверка Автономной некоммерческой организации "Ульяновский виртуальный университет" (далее - АНО "УлВУ") по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности, в ходе которой установлено, что лицензия на право ведения образовательной деятельности серии А N 200999, регистрационный номер 4810 выдана АНО "УлВУ" Отделом лицензирования и контроля качества образования Ульяновской области 28.04.2007 со сроком действия до 29.04.2012. Между тем, наименование образовательной организации не соответствует наименованию, указанному в Уставе (Автономная некоммерческая организация дистанционных технологий "Ульяновский виртуальный университет").

Кроме того, проверкой установлено, что АНО "УлВУ" ведет образовательную деятельность не только по адресам, указанным в приложении к лицензии (г. Ульяновск, ул. Аблукова, д. 27, ул. Энтузиастов, д. 1а), но и в других зданиях общеобразовательных школ г. Ульяновска и Ульяновской области при отсутствии документального подтверждения их соответствия строительным правилам, санитарным и гигиеническим нормам.

По результатам проверки заявителю выдано предписание от 27.01.2010 N 156 об устранении выявленных нарушений в срок до 21.05.2010 и представлении отчета о выполнении предписания до 28.05.2010.

По результатам анализа представленного 17.05.2010 заявителем отчета, Комитетом установлено, что указанные в предписании от 27.01.2010 нарушения не устранены.

Приказом от 03.06.2010 N 167 действие выданной АНО "УлВУ" лицензии серии А N 2000999 регистрационный номер 4810 приостановлено на 6 месяцев.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из Положения о лицензировании образовательной деятельности (действовавшего на момент выдачи лицензии серии А N 2000999), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796 (далее - Положение), пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд кассационной инстанции данные выводы считает обоснованными по следующим основаниям.

На основании пунктов 12, 14 Положения, лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Предметом экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ.

В силу норм Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию; регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче; наименование и место нахождения лицензиата; идентификационный номер налогоплательщика; срок действия лицензии.

В соответствии с пунктом 14 статьи 33 Закона об образовании (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 56-ФЗ) контроль за соблюдением образовательным учреждением или научной организацией предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования обеспечиваются выдавшими лицензию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

В случае если было допущено нарушение этих условий и (или) законодательства Российской Федерации в области образования, указанный орган исполнительной власти направляет в образовательное учреждение или научную организацию обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок его устранения. В случае неисполнения указанного предписания выдавшие лицензию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения.

В соответствии с пунктом 10 Положения, лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются: перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения; квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации; контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.

В приложении к выданной заявителю лицензии от 29.04.2007 серии А N 200999 указан перечень профессиональных образовательных программ, по которым АНО "УлВУ" имеет право осуществления образовательной деятельности и конкретные места осуществления данной деятельности: г. Ульяновск, ул. Аблукова, д. 27, ул. Энтузиастов, д. 1а.

Для получения лицензии соискатель лицензии представил в лицензирующий орган документы, названные в пункте 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в том числе в том числе сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом); заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.

Решение о выдаче лицензии принималось лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии о соответствии условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников соискателя лицензии, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и пр. (пункт 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности).

Таким образом, законодательством была предусмотрена выдача лицензии на ведение образовательной деятельности по конкретным заявленным соискателем лицензии адресам мест осуществления такой деятельности.

Учитывая, что материалами дела подтверждено, что АНО "УлВУ" осуществляет образовательную деятельность по адресам, не указанным ни в лицензии, ни в приложении к ней, без положительного заключения экспертной лицензионной комиссии о возможности ведения образовательной деятельности, соответствия строительным, санитарным и гигиеническим нормам и правилам в указанных помещениях, что является нарушением условий, предусмотренных названной лицензией и данный факт заявителем не оспаривается, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

При этом выводы суда о том, что наличие договоров аренды помещений в зданиях общеобразовательных школ г. Ульяновска и Ульяновской области без указания при этом конкретных арендуемых помещений не является доказательством соблюдения заявителем лицензионных требований и условий, кассационная инстанция находит обоснованными.

Выводы суда о пропуске заявителем процессуального срока, установленного статьей 198 АПК РФ, для обжалования предписания от 27.01.2010 N 156 и отсутствии причин для его восстановления, судебная коллегия находит обоснованными, не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судебными инстанциями.

Доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа


постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А72-4739/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.