Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Приватизация государственных и муниципальных образовательных учреждений и закрепленных за ними объектов социальной инфраструктуры до принятия соответствующего федерального закона не предусмотрена. Признав истца образовательным учреждением, арбитражный суд правомерно отказал в иске о признании недействительным решения об отказе в приватизации.]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 23 декабря 1998 года Дело N Ф04/1949-527/А45-98 


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Новосибирского института непрерывного образования кадров "Станкобизнес" на решение и постановление Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-1339/98-СА/71,


УСТАНОВИЛ:

Новосибирский институт непрерывного образования кадров "Станкобизнес" обратился с иском к Комитету по управлению имуществом администрации Новосибирской области о признании недействительным решения об отказе в приватизации от 03.03.98 N СТ/ОПУ-596.

Отказ ответчика в принятии заявки на приватизацию Новосибирского института непрерывного образования кадров "Станкобизнес" мотивирован принятием собственником решения о реорганизации института и передаче его имущества в оперативное управление Государственному университету - Высшей школе экономики.

Кроме того, в качестве основания в отказе комитет указал на запрет приватизации, установленный п. 2.1.41 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и п. 1.2 Основных положений государственной программы приватизации государственного и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.

В обосновании заявленных требований истец ссылается на отсутствие: решения о реорганизации; правовой базы для передачи имущества Государственному университету. Право на приватизацию истец обосновывает и отсутствием ограничений в Программе приватизации.

Решением суда первой инстанции от 9 июня 1998 года в удовлетворении иска отказано.

При принятии решения суд исходил из того, что на истца как на образовательное государственное учреждение распространяется действие законов, ограничивающих его приватизацию, а именно п. 1.2 Основных положений, п. 13 ст. 39 Закона РФ "Об образовании" в редакции от 13.01.96 и Федерального закона от 16.05.95, предусматривающего 3-летний мораторий на приватизацию образовательных учреждений.

Постановлением апелляционной инстанции от 14 октября 1998 г. решение арбитражного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление арбитражного суда и принять новое о признании недействительным отказа ответчика в приватизации.

Полагает, что институт в соответствии со ст. 12 Закона РФ "Об образовании" и п. 2 и 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ не может быть признан образовательным учреждением.

Неправомерна, по мнению истца, ссылка суда на п. 7 ст. 15 Федерального закона РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ", поскольку ст. 3 данного Закона указывает, что его действие не распространяется на хозяйствующих субъектов, имеющих имущество в хозяйственном ведении, к каковым и относится институт.

Рассмотрев материалы дела, доводы заявителя, кассационная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.

Арбитражный суд на основе анализа имеющихся в деле документов: Устав института (л.д. 101), лицензия (л.д. 108 - 110) - обоснованно посчитал институт образовательным учреждением, на которое распространяются положения Закона РФ "Об образовании" (в редакции от 13.01.96), в частности, пункт 13 статьи 39, предусматривающий запрет приватизации государственных образовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 1.2 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, приватизация государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепленных за ними объектов социальной инфраструктуры (в том числе жилых помещений, расположенных в зданиях учебного, производственного, социального и культурного назначения), до принятия соответствующего федерального закона не осуществляется.

Кроме того, до настоящего времени продолжает действовать предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации N 74-ФЗ от 16.05.95 3-летний мораторий на приватизацию образовательных учреждений.

Судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,


ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 9 июня 1998 года и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 14 октября 1998 года по делу N А45-1339/98-СА/71 оставить без изменения, кассационную жалобу Новосибирского института непрерывного образования кадров "Станкобизнес" без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.