Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Образовательное учреждение вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других предприятий только своей собственностью, а имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, вправе только использовать без отчуждения в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода.]


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 1998 г. No. 2379/98


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.01.98 по делу No. А70-2032/12-97 Арбитражного суда Тюменской области.

Заслушав и обсудив доклад судьи и заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Прокурор Тюменской области в интересах государства обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Тюменскому политехническому техникуму, акционерному обществу открытого типа "Специальный акционерный банк "Тюменский региональный банк развития" о признании недействительным заключенного ответчиками договора от 31.10.94 No. 31/10 о передаче Тюменским политехническим техникумом в уставный капитал акционерного общества в качестве учредительного взноса одноэтажной пристройки к зданию общежития техникума, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 45а.

В качестве третьего лица на стороне ответчиков привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской области.

Решением от 16.10.97 исковое требование удовлетворено.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 14.01.98 решение отменил, в иске отказал.

В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается постановление кассационной инстанции отменить, решение оставить без изменения.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Принимая решение об отказе в иске, кассационная инстанция исходила из соответствия заключенного договора от 31.10.94 No. 31/10 действующему законодательству.

Данный вывод суда является неправомерным.

Как следует из материалов дела, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации учрежден Тюменский строительный техникум, позднее переименованный в Тюменский политехнический техникум. Согласно учредительному договору от 11.02.93 за техникумом на праве оперативного управления закреплены объекты государственной собственности, в том числе два здания общежития с пристройкой, находящихся по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 45а. Данное условие договора соответствует пунктам 1 и 2 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции от 10.07.92).

Пунктом 4 статьи 39 названного Закона установлено, что государственная и муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством и правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена приватизация государственных образовательных учреждений, поэтому согласие Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области на внесение спорного объекта недвижимости в уставный капитал Тюменского регионального банка развития является неправомерным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других предприятий только своей собственностью, а имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, вправе только использовать без отчуждения в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода (пункт 5 статьи 43 Закона).

Договор от 31.10.94 No. 31/10 заключен с нарушением указанных норм, так как техникум участвовал в уставном фонде акционерного общества имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.92 No. 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования" установлено, что не допускается изъятия или изменения служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы образования, предоставленных им земельных участков без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.

Оспариваемая сделка заключена с нарушением названной нормы, поскольку Министерство образования Российской Федерации не дало согласия на внесение Тюменским политехническим техникумом в уставный капитал банка пристройки к общежитию (л.д. 110). Кроме того, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации как учредитель техникума также возражало против заключения договора от 31.10.94 No. 31/10 (л.д. 90, 106).

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Заключенный Тюменским политехническим техникумом и акционерным обществом открытого типа "Специальный акционерный банк "Тюменский региональный банк развития" договор от 31.10.94 No. 31/10 о передаче упомянутого нежилого помещения в уставный капитал акционерного общества не соответствует статьям 39 (пункт 4) и 43 (пункты 4 и 5) Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции от 10.07.92), пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.92 No. 312 и поэтому в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным как ничтожный.

В связи с этим следует признать, что решение суда об удовлетворении искового требования является законным и обоснованным, а постановление кассационной инстанции подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 14.01.98 по делу No. А70-2032/12-97 Арбитражного суда Тюменской области отменить.

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.97 по тому же делу оставить без изменения.


Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ