Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Признаны недействующими дискриминационные нормы положения о стипендиях губернатора Новосибирской области для курсантов, поскольку основанием для реализации права на получение стипендии губернатора является наличие регистрации по месту жительства в пределах Новосибирской области или снятие стипендиата с регистрационного учета по месту жительства в пределах Новосибирской области. Вместе с тем, сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 декабря 2012 г. № 67-АПГ12-8


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,

при секретаре Строилове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирской области об оспаривании отдельных норм Положения о стипендиях Губернатора Новосибирской области для курсантов, студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области, обучающихся по специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях", утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 мая 2011 г. № 108 по апелляционному представлению прокурора Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 17 сентября 2012 г., которым в удовлетворении заявления прокурора Новосибирской области отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Губернатора Новосибирской области Кириенковой Т.М., возражавшей против доводов апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:


3 мая 2011 г. Губернатором Новосибирской области издано постановление № 108 "Об учреждении стипендий губернатора Новосибирской области для курсантов, студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области, обучающихся по специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях" (далее - постановление), которое было опубликовано в издании "Советская Сибирь" 11 мая 2011 г., № 82.

Пунктом 1 постановления с 1 сентября 2011 г. учреждено 5 стипендий Губернатора Новосибирской области для курсантов, студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области, обучающихся по специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях" (далее - стипендии).

Пунктом 2 постановления утверждено Положение о стипендиях Губернатора Новосибирской области для курсантов, студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области, обучающихся по специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях" (далее - Положение).

В силу пункта 1 Положения стипендии Губернатора Новосибирской области для курсантов, студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области, обучающихся по специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях" (далее - стипендии, образовательные учреждения), являясь денежной выплатой, назначаются лицам, добившимся высоких показателей в учебе, научно-исследовательской деятельности, выполнении служебных обязанностей, не имеющим дисциплинарных взысканий, имеющим регистрацию по месту жительства в пределах Новосибирской области.

Согласно пункту 12 Положения выплата стипендий прекращается при отчислении стипендиата из образовательного учреждения, переводе стипендиата на другую специальность, снятии стипендиата с регистрационного учета по месту жительства в пределах Новосибирской области.

Пунктом 13 Положения установлено, что выплата стипендии прекращается с месяца, следующего за месяцем издания приказа об отчислении, переводе или снятия с регистрационного учета.

Прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 1 в части слов "имеющим регистрацию по месту жительства в пределах Новосибирской области", пункта 12 в части слов "снятии стипендиата с регистрационного учета по месту жительства в пределах Новосибирской области" и пункта 13 в части слов "снятия с регистрационного учета" Положения, ссылаясь на их противоречие части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которой установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Кроме того, именные стипендии Губернатора Новосибирской области являются дополнительными выплатами стимулирующего характера студентам высших учебных заведений Новосибирской области, в связи с чем их выплата не может быть поставлена в зависимость от наличия регистрации по месту жительства студента.

Решением Новосибирского областного суда от 17 сентября 2012 г. заявление прокурора Новосибирской области оставлено без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурора, участвующего в деле, ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемый нормативный правовой акт принят Губернатором Новосибирской области в пределах полномочий, действующему законодательству не противоречит, права и свободы граждан не ограничивает. Кроме того, учитывая, что федеральным законом установленные оспариваемым актом стипендии не предусмотрены, Губернатор Новосибирской области вправе был определить как одно из условий для выплаты стипендии регистрацию по месту жительства в пределах Новосибирской области.

Однако Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом ошибочно истолкованы нормы материального права, что привело к неправильному разрешению дела.

В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает правовой акт недействующим полностью или в части в том случае, если данный акт или его часть противоречит федеральному закону.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Согласно пункту 28 части 1 статьи 29 Устава Новосибирской области Губернатор Новосибирской области учреждает и назначает именные стипендии студентам, аспирантам и докторантам, учреждает гранты, присуждает именные премии молодым ученым и специалистам.

Такое правомочие направлено на поддержку лиц, получающих образование и молодых ученых и специалистов, на формирование высокого образовательного, профессионального уровня населения Новосибирской области. Однако реализация данного полномочия должна осуществляться с соблюдением всех норм и правовых принципов, закрепленных в действующем законодательстве, в частности, не допускается установление дискриминационных и произвольных критериев определения круга лиц, которым может быть назначена стипендия.

Стипендия Губернатора является денежной выплатой лицам, добившимся высоких показателей в учебе, научно-исследовательской деятельности, назначается и выплачивается исключительно лицам, получающим профессиональное образование, и по своей правовой природе направлена на поддержку студентов, поощрение получения образования (с перспективами подготовки специалистов) высокого уровня профессиональной подготовки, при наличии потребности определенного региона в подготовке специалистов конкретного профиля и специальности - выбор критериев получателей такого рода стипендии может быть связан также с определением специальности, обучение которой относится к дискреционным полномочиям органа, устанавливающего стипендию исходя из потребностей регионального развития.

Оспариваемые прокурором положения о таком дополнительном критерии отбора претендентов на получение стипендии как "имеющие регистрацию по месту жительства в пределах Новосибирской области" фактически означают, что отдельные студенты и курсанты при прочих равных условиях лишены возможности претендовать на получение названной стипендии при отсутствии у них таковой регистрации по месту жительства, что является дискриминацией по признаку места жительства. Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено в части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, также одним из основных принципов государственной политики в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования в статье 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" указан принцип создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования (подпункт 5 пункта 3), что подразумевает, в частности, недопустимость установления неравного положения лиц в зависимости от наличия регистрации по месту жительства в части возможности получения стипендии Губернатора.

Довод представителя Губернатора Новосибирской области о наличии у Губернатора правомочий самостоятельно определять категории граждан, которым может быть назначена стипендия Губернатора, в данном случае не может быть принят судом, поскольку понятие категории граждан, отнесение к ней тех или иных групп лиц определяется по наличию сущностных признаков этой категории граждан, а не произвольно выбранных и истолкованных критериев.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории. Установление различных норм возможно лишь в отношении лиц, относящихся к другим категориям, при этом необходимо, чтобы различия между теми или иными категориями лиц являлись достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование.

Различие между отдельными группами студентов и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области, обучающихся по специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях", добившихся высоких показателей в учебе, научно-исследовательской деятельности, выполнении служебных обязанностей, не имеющим дисциплинарных взысканий, по критерию наличия у них регистрации по месту жительства в пределах Новосибирской области не может быть признано достаточным для установления различий в наличии возможности получать стипендию в период обучения, поскольку сущностный критерий - обучение по определенной специальности и достижение высоких показателей при обучении определяется исходя из целей образовательного процесса - подготовки специалистов высокого уровня, а также подготовки по определенной, приоритетной для региона специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области. Критерии подготовки специалистов определенного уровня и профиля не могут быть связаны с регистрацией по месту жительства. Доводы представителя Губернатора о подготовке специалистов для Новосибирской области также неубедительны и не подтверждают возможности достижения целей регулирования в данной сфере с указанными условиями, поскольку в пункте 1 оспариваемого акта принцип территориальности определен и в отношении назначения стипендий указано: "для курсантов, студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области...".

Таким образом, полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению стипендий во всех случаях могут быть реализованы в соответствии с действующим законодательством при неукоснительном соблюдении норм и принципов федерального законодательства, конституционных предписаний (статья 15 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов установления стипендий курсантам, студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области, обучающихся по специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях", равно как и иным категориям граждан, недопустимо.

Установление стипендий студентам и курсантам на территории Новосибирской области должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства, независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Кроме того, в силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Из приведенного выше законодательства следует, что оспариваемое постановление принято Губернатором Новосибирской области в пределах его компетенции, однако, учитывая положения статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что пункты 1, 12 и 13 в оспариваемой прокурором части противоречат федеральному законодательству, поскольку основанием для реализации права на получение стипендии Губернатора является наличие регистрации по месту жительства в пределах Новосибирской области или снятие стипендиата с регистрационного учета по месту жительства в пределах Новосибирской области.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что по делу не требуется дополнительного собирания доказательств, Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных заместителем прокурора Новосибирской области требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:


решение Новосибирского областного суда от 17 сентября 2012 г. отменить, принять по делу новое решение, которым заявление прокурора Новосибирской области удовлетворить, признать недействующими пункт 1 в части слов "имеющим регистрацию по месту жительства в пределах Новосибирской области", пункт 12 в части слов "снятии стипендиата с регистрационного учета по месту жительства в пределах Новосибирской области" и пункт 13 в части слов "снятия с регистрационного учета" Положения о стипендиях Губернатора Новосибирской области для курсантов, студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в Новосибирской области, обучающихся по специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях", утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 мая 2011 г. № 108 с момента принятия настоящего решения.