Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Не подлежит налогообложению реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими общеобразовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультативных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 16 марта 2004 г. Дело N А64-2804/03-15 


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2003 по делу N А64-2804/03-15,


УСТАНОВИЛ:

Негосударственное образовательное учреждение "Коммерческий колледж" в форме автономной некоммерческой организации (далее по тексту - НОУ "Коммерческий колледж" в форме автономной некоммерческой организации) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании неправомерными действий Инспекции МНС России по г. Тамбову по начислению учреждению налога на добавленную стоимость в сумме 655895 руб. и пени в размере 219411 руб.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны неправомерными действия Инспекции МНС России по г. Тамбову в части доначисления НОУ "Коммерческий колледж" в форме автономной некоммерческой организации налога на добавленную стоимость в сумме 623449 руб. и пени в размере 219411 руб.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.

В кассационной жалобе Инспекция МНС России по г. Тамбову просит решение суда в части признания неправомерными действий инспекции по начислению учреждению НДС в сумме 623449 руб. и пени - 219411 руб. отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и вынести новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя НОУ "Коммерческий колледж" в форме автономной некоммерческой организации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Тамбова (преобразована в Инспекцию МНС России по г. Тамбову) проведена выездная налоговая проверка НОУ "Коммерческий колледж" в форме автономной некоммерческой организации по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и налога с продаж за период с 01.01.2000 по 31.03.2003, о чем составлен акт от 08.07.2003 N 65. По результатам проверки инспекцией принято Решение от 31.07.2003 N 2, в соответствии с которым учреждению доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 655895 руб., в том числе как налогоплательщику - 623449 руб., как налоговому агенту - 32446 руб., пеня за несвоевременную уплату НДС в размере 226650 руб., в том числе как налоговому агенту - 8 руб.

Считая, что действия Инспекции МНС России по г. Тамбову по начислению налога на добавленную стоимость в сумме 655895 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 219411 руб. нарушают права и законные интересы учреждения, НОУ "Коммерческий колледж" в форме автономной некоммерческой организации обратилось в суд с настоящим заявлением.

Вывод суда об удовлетворении заявленных требований в части признания неправомерными действий Инспекции МНС России по г. Тамбову о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 623449 руб. и пени в размере 219411 руб. кассационная инстанция считает правильным.

Пунктом 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно п. 1 ст. 1 НК РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Согласно п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, НОУ "Коммерческий колледж" в форме автономной некоммерческой организации является образовательным учреждением и имеет лицензии N N 4/186 от 26.01.2001, 4/203 от 25.07.2001 на осуществление образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования и в сфере среднего профессионального образования.

Из п. 3 ст. 47 вышеназванного Закона деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Ни акт налоговой проверки от 08.07.2003 N 65, ни Решение от 31.07.2003 N 2 не содержат сведений о том, что полученные учреждением доходы не реинвестированы в образовательный процесс.

Более того, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского района г. Тамбова по делу об административном правонарушении в отношении директора НОУ "Коммерческий колледж" в форме автономной некоммерческой организации установлено, что все денежные средства, поступившие в кассу и на расчетный счет учреждения, в 2000 - 2003 гг. полностью реинвестированы в образовательный процесс.

Закон РФ "Об образовании" имеет прямое действие на территории Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определяемый ст. 2 этого же Закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.

Поскольку в порядке, установленном ст. 6 НК РФ, Закон РФ "Об образовании" не признан не соответствующим Кодексу, его положения, предоставляющие льготы образовательным учреждениям и организациям, подлежат применению в спорный период.

Учитывая изложенное, у Инспекции МНС России по г. Тамбову отсутствовали законные основания для доначисления НОУ "Коммерческий колледж" в форме автономной некоммерческой организации налога на добавленную стоимость в сумме 623449 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 219411 руб.

Доводы кассационной инстанции являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, и им дана правильная правовая оценка.

В необжалуемой части решение суда также является законным и обоснованным.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2003 по делу N А64-2804/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Тамбову - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.