Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Поскольку в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 31 июля 98 № 147-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 этого же Закона, действуют в части, не противоречащей ч. 1 НК РФ, поскольку в порядке, установленном ст. 6 НК РФ, Закон РФ "Об образовании" не признан не соответствующим Кодексу, его положения, предоставляющие льготы образовательным учреждениям и организациям, подлежат применению]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 9 ноября 2000 года Дело N А29-2665/00а


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Бердникова О.Е., судей Масловой О.П., Чигракова А.И., без участия представителей сторон, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району г. Сыктывкара на решение от 13.07.2000 по делу N А29-2665/00а Арбитражного суда Республики Коми, судьи Баублис С.Л., Елькин С.К., Протащук В.Г.,


УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району г. Сыктывкара обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к негосударственному учреждению дополнительного профессионального образования "Автошкола" о взыскании налоговых санкций в сумме 1484 рублей. До вынесения решения по делу ответчиком заявлен встречный иск о признании недействительным решения инспекции от 16.01.2000 N 3 о применении к нему санкций за нарушение налогового законодательства.

Решением суда от 13.07.2000 в удовлетворении основного иска отказано, встречный иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что Арбитражным судом Республики Коми неправильно применены нормы материального права, а именно: статья 40 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1, 2, 21 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению инспекции, льготы по уплате налогов могут быть предоставлены лишь нормативными актами, относящимися к налоговому законодательству. Закон Российской Федерации "Об образовании" относится к иной сфере правового регулирования.

Негосударственное учреждение дополнительного профессионального образования "Автошкола" отзыв на кассационную жалобу не представило.

Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району г. Сыктывкара проведена камеральная проверка расчетов, представленных налогоплательщиком за 6 и 9 месяцев 1999 года по налогу на имущество, на пользователей автомобильных дорог, за 2 и 3 кварталы 1999 года по целевому сбору на содержание милиции и пожарной охраны, за 6, 9, 10, 11 месяцев 1999 года по налогу на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы, за 3 квартал 1999 года по налогу с продаж, за 6 месяцев 1999 года по плате за землю.

В составленном по ее результатам акте от 16.01.2000 установлено, что учреждением занижены вышеназванные налоги в связи с необоснованным применением льготы, установленной Законом Российской Федерации "Об образовании".

На основании материалов проверки руководителем налоговой инспекции принято решение от 16.01.2000 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафов в размере 20 процентов от неуплаченных налогов в общей сумме 1484 рубля.

Отказывая в удовлетворении основного иска, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 40 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд посчитал, что нормы Закона "Об образовании", устанавливающие льготы по уплате налогов, являются частью налогового законодательства и подлежат непосредственному применению. Кроме того, суд счел недоказанным осуществление ответчиком предпринимательской деятельности, доход от которой направлен на цели, не связанные с образовательным процессом.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения независимо от организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Статьей 47 названного Закона установлено, что образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных его уставом продукции, работ, услуг относится к предпринимательской деятельности лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

Из подпунктов 1.2, 1.3, 1.4 и 2.1 Устава Негосударственного образовательного учреждения "Автошкола" следует, что последнее является образовательным учреждением дополнительного профессионального образования по подготовке граждан для сдачи экзаменов по устройству, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств категорий А и В.

Ни из материалов дела, ни из кассационной жалобы кассационная инстанция не усматривает наличия оснований считать неправомерным либо необоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности факта ведения истцом предпринимательской деятельности. Также отсутствуют правовые основания считать пункт 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании" не относящимся к налоговому законодательству. Данная норма не отменена, ее действие не приостановлено в установленном порядке.

Таким образом, отсутствие у негосударственного образовательного учреждения "Автошкола" обязанности по уплате указанных налогов свидетельствует о неправомерности применения к нему мер налоговой ответственности.

На основании изложенного, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что Арбитражным судом Республики Коми нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.07.2000 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2665/00а оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Эжвинскому району г. Сыктывкара - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.


Председательствующий

БЕРДНИКОВ О.Е.

Судьи

МАСЛОВА О.П.

ЧИГРАКОВ А.И.