Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Заявление о признании недействующим и не подлежащим применению предложения в пп. 4.7. п. 4 ст. 11 Закона Хабаровского края ""О налогах и сборах Хабаровского края"" от 24 декабря 1999 № 163 (в редакции Закона Хабаровского края от 27 декабря 2000) удовлетворено правомерно, поскольку федеральное законодательство предусматривает налоговые льготы для образовательных учреждений без каких-либо оговорок и условий, в связи с чем субъект Российской Федерации не может в своих законах эту льготу ограничивать]


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 сентября 2001 года

Дело N 58-Г01-46


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 11 сентября 2001 г. по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 26 июля 2001 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству, частично не действующим и не подлежащим применению подпункта 4.7 пункта 4 статьи 11 Закона Хабаровского края от 24 декабря 1999 года N 163 "О налогах и сборах Хабаровского края" (в редакции Закона Хабаровского края от 27.12.2000).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:

Законом Хабаровского края от 27 декабря 2000 года N 271 в Закон Хабаровского края от 24 декабря 1999 года N 163 "О налогах и сборах Хабаровского края" были внесены изменения и дополнения, согласно которым в подпункте 4.7 пункта 4 статьи 11 было предусмотрено, что от уплаты налога на имущество предприятия в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет, освобождаются образовательные учреждения, созданные в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и получившие лицензии в установленном порядке. Льгота предоставляется при условии фактического использования в течение календарного года высвобождаемых средств непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению предложения в подпункте 4.7 пункта 4 статьи 11 Закона края "О налогах и сборах Хабаровского края" (в действующей редакции): "Льгота предоставляется при условии фактического использования в течение календарного года высвобождаемых средств непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении", ссылаясь на то, что данная норма в Законе Хабаровского края от 24 декабря 1999 года N 163 противоречит федеральному законодательству.

Решением Хабаровского краевого суда от 26 июля 2001 г. заявление было удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии с подпунктами "е", "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

Согласно п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций является региональным налогом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В решении суда правильно указано на то, что федеральное законодательство предусматривает налоговые льготы для образовательных учреждений без каких-либо оговорок и условий, в связи с чем субъект Российской Федерации не может в своих законах эту льготу ограничивать.

Порядок взимания налога на имущество предприятий регулируется Законом РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", пунктами "а" и "г" статьи 4 которого предусмотрено, что этим налогом не облагается имущество бюджетных организаций и имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры.

Статья 5 этого Федерального закона предоставляет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право устанавливать для отдельных категорий плательщиков лишь дополнительные, то есть прямо не установленные данным Законом льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Из этого суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемая прокурором правовая норма краевого Закона противоречит Закону РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 N 2030-1, Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах".

Противоречит эта норма и пункту 3 статьи 40 Закона РФ "Об образовании", в соответствии с которым образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Ст. 43 этого Федерального закона предусматривает, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность; финансовые и материальные средства образовательных учреждений, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью данного образовательного учреждения, используются им по своему усмотрению и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы Законодательной Думы Хабаровского края о неправомерности ссылок суда на Закон РФ "Об образовании" обоснованным быть признан не может, поскольку п. п. 2 и 3 ст. 17 части первой Налогового кодекса РФ предусматривают, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

В соответствии с этой нормой Налогового кодекса РФ Федеральными законами "О налоге на имущество предприятий" и "Об образовании" предусмотрен специальный льготный режим для образовательных учреждений.

По этому же основанию не может быть признан обоснованным и довод жалобы о том, что оспариваемая прокурором норма краевого Закона направлена на улучшение положения образовательных учреждений Хабаровского края, имеющих различные организационно-правовые формы и использующих свое имущество как для нужд образования, так и для иных нужд.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

решение Хабаровского краевого суда от 26 июля 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.