Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[В удовлетворении жалобы на действия областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области в части признания недействующими и не подлежащими применению некоторых положений областного Закона "О налоге с продаж" от 27 ноября 1998 № 40-ОЗ отказано правомерно, поскольку, согласно федеральному законодательству, установление, введение в действие, порядок и сроки уплаты, льготы и форма отчетности, а также дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж, находится в ведении субъектов РФ]


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 июля 2002 года

Дело N 45-Г02-18


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Соловьева В.Н.,

Макарова Г.В.

рассмотрела в судебном заседании от 25 июля 2002 г.

- дело по жалобе С. на действия областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области в части признания недействующим и не подлежащим применению подпункта 12 пункта 2 статьи 3 областного Закона от 27 ноября 1998 года N 40-ОЗ "О налоге с продаж" (в редакции областного Закона от 1 августа 2000 года N 18-ОЗ)

- по кассационной жалобе С. на решение Свердловского областного суда от 16 ноября 2000 года, которым в удовлетворении жалобы отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения Обрубовой М.Н., представляющей интересы областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, губернатора Свердловской области, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:

в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 27 ноября 1998 года N 40-ОЗ "О налоге с продаж" (в редакции областного Закона от 25 февраля 2000 года N 9-ОЗ) не является объектом налогообложения по налогу с продаж в соответствии с федеральным законодательством стоимость товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 40 Закона РФ "Об образовании", а не Федерального закона "Об образовании".

С. обратился в суд с жалобой о признании недействующим и не подлежащим применению приведенной нормы, указав, что она противоречит федеральному законодательству: пункту 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 40 Федерального закона "Об образовании", статье 27 областного Закона "Об образовании в Свердловской области", противоречит статье 14 и статье 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку носит дискриминационный характер по отношению к негосударственным учебным заведениям и к студентам, которые в них обучаются.

Представители областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области и губернатора Свердловской области жалобу заявителя не признали.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового решения об удовлетворении жалобы просит в кассационной жалобе С., считая его неправильным. Считает, что суд дал неправильное толкование нормам материального права, допустил существенные нарушения норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу Председателя областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

В силу п. п. 1, 3 ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года N 150-ФЗ) к налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относится налог с продаж. Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог с продаж, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.

Эти положения не были изменены Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и сохранили свое действие на момент рассмотрения дела судом.

Таким образом, оспариваемая норма областного Закона аналогична соответствующей норме Федерального закона.

Ссылка в кассационной жалобе на несоответствие оспариваемой нормы пункту 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, не допускающему устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, ошибочна, поскольку федеральный законодатель вправе определять круг налогоплательщиков. В части невключения в объекты налогообложения по налогу с продаж стоимости товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями, при внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в этой части не изменил.

Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что оспариваемой нормой нарушаются положения Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.

Статьей 14 предусмотрено, что пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам. Согласно ст. 1 протокола N 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Эти нормы международного права, признанные Российской Федерацией, не нарушаются оспариваемой нормой областного Закона.

Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

решение Свердловского областного суда от 16 ноября 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.