Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Поскольку имущественный комплекс используется образовательным учреждением на праве оперативного управления на основании договора, а отсутствие у него права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подтверждается материалами дела, образовательное учреждение не является плательщиком земельного налога и не обязано подавать декларацию по данному налогу.]


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2011 г. по делу N А55-27442/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года

Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2011 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,

судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой Л.А.,

с участием:

от заявителя - Погоржальский Д.В., доверенность от 29.09.2010 г. N 04-23/16,

от ответчика - Миронов В.В., приказ от 02.02.2000 г. N 28 ок, Лазарева С.А., доверенность от 22.06.2011 г.,

от третьих лиц:

Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,

Министерства образования и науки Самарской области - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2011 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования - профессиональное училище N 26 г. Сызрани

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2011 года по делу N А55-27442/2010 (судья Асадуллина С.П.)

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,

к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования - профессиональное училище N 26 г. Сызрани, Самарская область, г. Сызрань,

третьи лица:

Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

Министерство образования и науки Самарской области, г. Самара,

о взыскании штрафных санкций,


установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее - заявитель, Инспекция) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования - профессиональное училище N 26 г. Сызрани (далее - ответчик, ГОУ НПО - ПУ N 26 г. Сызрани, Учреждение) о взыскании штрафных санкций:

на основании решения от 15.06.2010 г. N 13637 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное предоставление налоговой декларации в налоговый орган в размере 253 322 руб.;

на основании решения от 15.06.2010 г. N 13643 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное предоставление налоговой декларации в налоговый орган в размере 88 807,70 руб.

Определением суда от 21 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области и Министерство образования и науки Самарской области.

Решением суда первой инстанции от 15 апреля 2011 года требования удовлетворены частично: с ГОУ НПО - ПУ N 26 г. Сызрани взысканы в пользу Инспекции штрафные санкции на основании решения от 15.06.2010 г. N 13637 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное предоставление налоговой декларации в налоговый орган в размере 20 000 руб. и штрафные санкции на основании решения от 15.06.2010 г. N 13643 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное предоставление налоговой декларации в налоговый орган в размере 5 000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГОУ НПО - ПУ N 26 г. Сызрани обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Судом не дана оценка доводам Учреждения и Министерства образования и науки Самарской области о том, что ГОУ НПО - ПУ N 26 г. Сызрани не является плательщиком земельного налога.

В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство образования и науки Самарской области поддерживает доводы апелляционной жалобы ГОУ НПО - ПУ N 26 г. Сызрани, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 АПК РФ после отложения рассмотрения дела и замены судьи Бажана П.В. на судью Засыпкину Т.С. рассмотрение дела начато сначала.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций по земельному налогу за 2008 г., 2009 г., представленных ответчиком соответственно 02.04.2010 г. и 31.03.2010 г., в ходе которых установлено, что ответчик, в нарушение п. 3 ст. 398 НК РФ, не исполнил обязанность по своевременному предоставлению налоговых деклараций в налоговый орган.

По результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок Инспекцией приняты:

решение от 15.06.2010 г. N 13637, которым ГОУ НПО - ПУ N 26 привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, на непредставление налогоплательщиков налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, в виде штрафа в размере 253 322 руб.;

решение от 15.06.2010 г. N 13643, которым ГОУ НПО - ПУ N 26 привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, на непредставление налогоплательщиков в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, в виде штрафа в размере 88 807,70 руб.

Данные решения налогового органа ответчиком не обжаловались, вступили в законную силу.

В связи с неисполнением ГОУ НПО - ПУ N 26 направленных в его адрес требований об уплате штрафа по состоянию на 01.07.2010 г. N N 471, 472 в срок до 11.07.2010 г. Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При принятии судебного акта суд первой инстанции, установив наличие смягчающих обстоятельств, на основании положений статей 112, 114 НК РФ снизил размер взыскиваемых налоговых санкций.

Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражный судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) указано, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ, п. 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. Поэтому на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

При универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ).

Из материалов дела следует, что решением исполкома Сызранского городского Совета депутатов трудящихся от 10.09.1970 г. N 441 заводу тяжелого машиностроения отведен земельный участок площадью 3 га под строительство училища профтехобразования на 600-800 мест в пос. Заусиновском между пос. Молодежный и железнодорожным путем районной подстанции 220/110 кв. (т. 1 л.д. 80).

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 17.04.1993 г. N 391 в связи с тяжелым финансовым состоянием Сызранского завода тяжелого машиностроения переданы в оперативное управление областному управлению профтехобразования комплекс зданий ПТУ N 26 по адресу: г. Сызрань, ул. Ново-Майская, 2-а (т. 1 л.д. 82).

Согласно акту передачи, утвержденному Комитетом по управлению государственным имуществом Самарской области 17.04.1993 г., принадлежащие Сызранскому АО "Тяжмаш" здания и сооружения приняты на баланс ПТУ-26 (т. 1 л.д. 83).

17.05.2004 г. между Министерством имущественных отношений Самарской области и ГОУ НПО - ПУ N 26 заключен договор N 5о/у об использовании имущества на праве оперативного управления, в том числе недвижимого имущества: учебный комплекс на 800 мест, учебно-производственные мастерские, общежитие на 240 мест (т. 1 л.д. 87 - 93).

Право собственности на земельный участок для строительства профессионального училища площадью 16130 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Новомайская, д. 2а, зарегистрировано за Российской Федерацией 21.10.1999 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.10.1999 г. (т. 1 л.д. 106).

В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное пользование.

Доказательства представления ГОУ НПО - ПУ N 26 данного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, как и доказательства государственной регистрации за ним указанного права в материалах дела отсутствуют.

Отсутствие у ответчика права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Новомайская, д. 2а, подтверждается также Министерством образования и науки Самарской области (т. 1 л.д. 127 - 130).

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ГОУ НПО - ПУ N 26 в 2008 и 2009 годах плательщиком земельного налога не являлся.

Учитывая, что декларации по налогам в соответствии со ст. 23, 80 НК РФ обязаны представлять только лица, являющиеся плательщиками конкретного налога, а налоговым органом не доказаны обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение у ответчика в 2008 и 2009 годах обязанности по уплате земельного налога, то неправомерным является привлечение ГОУ НПО - ПУ N 26 к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по земельному налогу в виде штрафа в общем размере 342 129,70 руб., следовательно, и взыскание указанных штрафных санкций в судебном порядке.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ следует отменить, удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области о взыскании штрафных санкций - отказать.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области в пользу Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования - профессиональное училище N 26 г. Сызрани в размере 2 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2011 года по делу N А55-27442/2010 отменить.

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области в пользу Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования - профессиональное училище N 26 г. Сызрани расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.


Председательствующий

Н.Ю.МАРЧИК

Судьи

Т.С.ЗАСЫПКИНА

Е.М.РОГАЛЕВА