Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[На стипендии и надбавки к ним как на государственные пособия единый социальный налог начисляться не должен]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 декабря 2003 года Дело N А39-1103/2003-77/10 


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Базилевой Т.В., судей Масловой О.П., Забурдаевой И.Л., при участии представителя третьего лица - Министерства финансов Республики Мордовия: Ладошкина А.В. по доверенности от 15.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Мордовия на решение от 20.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2003 по делу N А39-1103/2003-77/10 Арбитражного суда Республики Мордовия, принятые судьями Цыгановой Г.А., Савочкиным В.Н., Полубояровой Г.В., Насакиной С.Н., по заявлению муниципального учреждения Управления сельского хозяйства Лямбирского района о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Мордовия от 31.03.2003, и


УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение Управление сельского хозяйства Лямбирского района (далее по тексту - МУ Управление сельского хозяйства Лямбирского района, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Мордовия (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 31.03.2003 в части взыскания единого социального налога (взносов) за 2001 год в Пенсионный фонд в сумме 24993 рублей 92 копеек, пеней в сумме 8096 рублей 53 копеек и штрафа в сумме 4998 рублей 78 копеек, в Фонд социального страхования в сумме 6272 рублей 24 копеек, пеней в сумме 2031 рубля 82 копеек и штрафа в сумме 1254 рублей 45 копеек, в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3213 рублей 51 копейки, пеней в сумме 1040 рублей 98 копеек и штрафа в сумме 642 рублей 70 копеек.

Определением от 20.05.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия.

Решением суда от 20.06.2003 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2003 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по причине неправильного применения судом статей 236 и 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель считает, что надбавки к стипендиям не могут быть освобождены от обложения единым социальным налогом, так как они установлены постановлением исполнительных органов власти Республики Мордовии. Кроме того, Управление, производя начисление и выплату гарантированной заработной платы молодым специалистам, тем самым выполняет часть функции бухгалтерии работодателей, поэтому обязано производить операции по начислению налога с этого вида выплат.

МУ Управление сельского хозяйства Лямбирского района отзыв на кассационную жалобу в суд не представило.

Министерство финансов и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия в отзывах на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласились, указав на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

Представитель Министерства финансов Республики Мордовия позицию, изложенную в отзыве на жалобу, в судебном заседании поддержал.

Инспекция, МУ Управление сельского хозяйства Лямбирского района и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку МУ Управления сельского хозяйства Лямбирского района по вопросам правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налога на доходы и единого социального налога (страховых взносов) за период с 01.01.2000 по 31.12.2002, в ходе которой установила ряд нарушений, в том числе неисчисление и неуплату единого социального налога за 2001 год в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования с сумм выплаченных надбавок к государственной стипендии студентам, обучающимся на целевой контрактной основе, и в Фонд социального страхования с сумм гарантированной заработной платы, выплаченных молодым специалистам.

По результатам проверки составлен акт от 12.03.2003, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение от 31.03.2003 о привлечении МУ Управления сельского хозяйства Лямбирского района за указанные правонарушения к налоговой ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 6896 рублей 93 копеек, в том числе в Пенсионный фонд в сумме 4998 рублей 78 копеек, в Фонд социального страхования в сумме 1254 рублей 45 копеек и в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 642 рублей 70 копеек. В решении Управлению также предложено перечислить неуплаченную сумму налога в Пенсионный фонд в размере 24993 рублей 92 копеек, в Фонд социального страхования в размере 6272 рублей 24 копеек, в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 3213 рублей 51 копейки и соответствующие суммы пеней.

Посчитав решение налогового органа в данной части незаконным, МУ Управление сельского хозяйства Лямбирского района обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 236, подпунктом 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", Федеральным законом от 13.01.1996 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.05.2000 N 271 "О целевом приеме и подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для агропромышленного комплекса Республики", постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.12.2000 N 610 "О порядке выплаты надбавки к государственной стипендии студентам, обучающимся на целевой контрактной основе", постановлением Правительства Республики Мордовия от 19.10.1999 N 530 "Об организационных мерах кадрового обеспечения предприятий агропромышленного комплекса", Указом Главы Республики Мордовия от 15.06.1999 N 55 "Об организационных мерах кадрового обеспечения предприятий агропромышленного комплекса", статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что стипендии и надбавки к ним студентам очной формы обучения являются государственными социальными пособиями, на которые единый социальный налог начисляться не должен; МУ Управление сельского хозяйства Лямбирского района не является работодателем по отношению к молодым специалистам, поэтому не может быть признано плательщиком единого социального налога.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 236 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.

В статье 42 Закона Российской Федерации "Об образовании" стипендии определены как государственные социальные пособия.

Статьей 1 Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" предусмотрено, что минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации устанавливаются ежегодно федеральным законом (федеральными законами) исходя из величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться более высокие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право увеличивать размер стипендий за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с указанным положением Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29.05.2000 N 271 "О целевом приеме и подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для агропромышленного комплекса Республики", а также постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.12.2000 N 610 "О порядке выплаты надбавки к государственной стипендии студентам, обучающимся на целевой контрактной основе" за счет средств республиканского бюджета установлены надбавки к государственной стипендии студентам, обучающимся на целевой контрактной основе.

Исходя из изложенного Арбитражный суд Республики Мордовия сделал правильный вывод о том, что на стипендии и надбавки к ним как на государственные пособия единый социальный налог начисляться не должен.

Согласно пункту 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) плательщиками единого социального налога признавались работодатели, производящие выплаты наемным работникам.

В целях повышения эффективности функционирования предприятий агропромышленного комплекса и укрепления села квалифицированными кадрами сельскохозяйственного профиля Главой Республики Мордовии издан Указ от 15.06.1999 N 55 "Об организационных мерах кадрового обеспечения предприятий агропромышленного комплекса", которым предусмотрены выплаты гарантированной заработной платы молодым специалистам в первые три года работы на предприятиях агропромышленного комплекса Республики Мордовия.

Во исполнение данного Указа Правительство Республики Мордовия приняло постановление от 19.10.1999 N 530 "Об организационных мерах кадрового обеспечения предприятий агропромышленного комплекса", которым утвердило Порядок выплаты и размеры гарантированной заработной платы молодым специалистам.

Согласно названному Порядку молодым специалистам агропромышленного комплекса Республики Мордовия, заключившим контракт с работодателем (сельскохозяйственным предприятием), в первые три года работы ежемесячно производится выплата гарантированной заработной платы в размере 500 рублей. Выплата производится из средств республиканского бюджета Республики Мордовия независимо от фактически сложившейся заработной платы по месту работы специалиста и занимаемой должности.

Выплату гарантированной заработной платы производит районное управление сельского хозяйства, на основании информации, ежемесячно предоставляемой сельскохозяйственными предприятиями (работодателями).

Указанное свидетельствует о том, что районное управление сельского хозяйства, производящее выплату гарантированной заработной платы молодым специалистам, по отношению к последним работодателем не является, а лишь выполняет функции, возложенные на него Правительством Республики.

Имеющиеся в материалах дела договоры между работодателем и молодым специалистом, также указывают на то, что работодателями выступают сельскохозяйственные предприятия (ОАО "Агрофирма "Октябрьская", СПК "Пензятский", СПК "Первомайский"), а не МУ Управление сельского хозяйства Лямбирского района.

При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Республики Мордовия обоснованно пришел к выводу о том, что МУ Управление сельского хозяйства Лямбирского района не может быть признано плательщиком единого социального налога.

Кроме того, исходя из положений статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы гарантированной заработной платы, начисленные и выплаченные молодым специалистам не работодателями, не могут быть отнесены и к объекту обложения названным налогом.

Доводы заявителя жалобы о том, что надбавки к стипендиям не могут быть освобождены от обложения единым социальным налогом, так как они установлены постановлением исполнительных органов власти Республики Мордовии, а не законодательными актами Республики, как того требует статья 238 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку по своей сути природа этой надбавки в зависимости от того, каким органом власти она установлена, не меняется.

С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Мордовия правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, им также не допущено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2003 Арбитражного суда Республики Мордовия по делу N А39-1103/2003-77/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Мордовия - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий

БАЗИЛЕВА Т.В.

Судьи

ЗАБУРДАЕВА И.Л.

МАСЛОВА О.П.