Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Оплата учреждением стоимости обучения, а также стоимости проезда к месту нахождения учебных заведений и обратно своих работников не является выплатой в интересах физических лиц, а потому не подлежит обложению единым социальным налогом]


ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ (подготовлен ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")

"Обзор арбитражной практики по применению налогового законодательства (октябрь - декабрь 2004 года)"

Постановление ФАС Волго-Вятского округа

от 23.09.2004 N А29-138/2004а


Позиция суда

Оплата учреждением стоимости обучения, а также стоимости проезда к месту нахождения учебных заведений и обратно своих работников не является выплатой в интересах физических лиц, а потому не подлежит обложению единым социальным налогом.

Позиция налогоплательщика

Оплата работодателем стоимости обучения своих работников не включается в объект налогообложения единым социальным налогом, поскольку не является материальной выгодой работника. Расходы произведены работодателем исключительно в собственных интересах.

Позиция налогового органа

Оплата работодателем стоимости обучения своих работников подлежит включению в объект налогообложения по единому социальному налогу, поскольку является выплатой в пользу работника в форме материальной выгоды.

Решением суда от 31.03.2004 в удовлетворении требования налогового органа о взыскании штрафа за неуплату налога отказано. В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не пересматривались.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для изменения решения суда первой инстанции.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат. Данные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ) могут быть связаны с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен предоставлять гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Поэтому к компенсационным выплатам в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ могут быть отнесены суммы оплаты работодателем стоимости повышения профессионального уровня работников, связанных, в частности, с получением новой специальности в связи с производственной необходимостью, на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором.

По мнению налогового ведомства, выраженному в письме МНС РФ от 24.04.2002 N 04-04-08/1-64-П758 "О налогообложении стоимости обучения", "получение профессионального образования" и "профессиональная подготовка" - понятия различные по своему содержанию. Так, в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" под получением образования гражданином понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом, а образование - это процесс обучения для достижения установленных государством образовательных уровней (цензов).

Профессиональная же подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения им определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка может быть получена в таких образовательных учреждениях, как межшкольные учебные комбинаты, учебно-производственные мастерские, учебные участки (цеха), образовательные подразделения организаций, имеющих соответствующие лицензии, в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Таким образом, в случае оплаты работодателями за своих работников стоимости обучения, связанного с повышением их образовательного уровня, указанные выплаты на основании п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ учитываются у этих работников при определении налоговой базы, облагаемой единым социальным налогом.

Кроме того, согласно письму Минфина РФ от 16.05.2002 N 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть план обучения и приказ руководителя о направлении на курсы (семинары).

Стоимость обучения не включается в налогооблагаемую базу для исчисления единого социального налога только в случае, если обучение входит в программу подготовки кадров организации, осуществляется не по личной инициативе работников, а по решению организации, и не предусматривает получения высшего или среднего специального образования, а также обучения смежным и вторым профессиям.

Только в этих случаях оплата профессионального обучения работников за счет предприятия, учреждения, организации будет рассматриваться как компенсационная выплата, не подлежащая налогообложению.

Однако судебная практика не всегда поддерживает позицию налоговых органов и единственным основанием для отнесения стоимости обучения работников к компенсационным выплатам называет повышение квалификации и приобретение специальных знаний в интересах работодателя. При этом не имеет значения, впервые получалось образование или нет (постановление ФАС ВВО от 17.02.2004 N А31-2923/19).