Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Плата, получаемая бюджетными учреждениями за оказание услуг другим лицам на возмездной основе (в частности, плата, взимаемая с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях) является выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и, соответственно, должна учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Отсутствие нормативного регулирования поступления, учета и использования родительской платы по документам бухгалтерского учета не влияет на квалификацию поступивших сумм как полученных от коммерческой деятельности средств.]


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2010 г. по делу N А55-4035/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2010 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,

с участием в судебном заседании:

представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области Тимохановой Е.Г. (доверенность от 25.05.2010 N 04-06/14088) и Шейгас А.С. (доверенность от 20.08.2010 N 04-06/20696),

представитель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 365 городского округа Самара Польшакова И.В. (директор; приказ от 05.03.2001 N 26/1-К),

рассмотрев в открытом судебном заседании 11.10.2010 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.05.2010 по делу N А55-4035/2010 (судья Гордеева С.Д.), принятое по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 365 городского округа Самара, г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара,

о признании недействительным решения


установил:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 365 городского округа Самара (далее - детский сад) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 14.12.2009 N 13-43/39663, ссылаясь на правомерное применение льготы.

Решением от 31.05.2010 по делу N А55-4035/2010 Арбитражный суд Самарской области заявленные требования детского сада удовлетворил полностью.

По мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции.

Детский сад апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

В судебном заседании представители налогового органа поддержали апелляционную жалобу, просили отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное.

Представитель детского сада апелляционную жалобу отклонил.

В соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела откладывалось с 04.08.2010 на 20.08.2010, с 20.08.2010 на 13.09.2010, с 13.09.2010 на 11.10.2010.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлениях представителей налогового органа и детского сада в судебном заседании, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт следует изменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки принял решение от 14.12.2009 N 13-43/39663 о привлечении детского сада к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислил налог на прибыль в сумме 30 422 руб. и налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 218 814 руб., а также начислил соответствующие суммы пени и штрафных санкций.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 22.01.2010 N 03-15/01194 решение налогового органа утверждено.

Основанием для начисления НДС и соответствующих сумм пени и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном применении детским садом в поверяемом периоде льготы, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению налогового органа, детский сад не имел права применять указанную льготу ввиду отсутствия у него лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования детского сада в данной части, обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации, в частности, услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.

Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для получения льготы в виде освобождения реализуемых услуг от обложения НДС необходима совокупность условий: отнесение услуг к числу направленных на содержание детей в дошкольных учреждениях и наличие лицензии только в том случае, когда лицензия необходима.

Как правильно указал суд первой инстанции, законодательство Российской Федерации гарантирует бесплатность дошкольного образования и одновременно предусматривает возможность взимания платы за содержание детей в дошкольных учреждениях.

Суд первой инстанции установил, что детский сад получал плату именно за оказание услуг по содержанию детей, а не за их обучение.

Лицензированию в силу положений Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" подлежит деятельность образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, имеющее статус самостоятельного юридического лица.

В соответствии с Законом РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию услуг содержания детей в дошкольных учреждениях не подлежит лицензированию; лицензия необходима только для осуществления образовательной деятельности.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации (решение от 27.01.2003 N ГКПИ 02-1399, определение кассационной коллегии от 03.04.2003 N КАС 03-137) дошкольное образование и содержание детей являются различными и самостоятельными видами деятельности дошкольного учреждения, при этом, действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по содержанию детей.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что деятельность по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях лицензированию не подлежит.

Предметом договора, заключенного детским садом с родителями, является не только обучение, но и содержание детей, которое включает в себя осуществление медицинского обслуживания, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.

Налоговый орган не представил доказательств того, что денежные средства, полученные в проверяемом периоде детским садом от родителей (законных представителей детей), являлись оплатой услуг именно по дошкольному образованию.

С учетом установленных обстоятельств, и на основании приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованном применении детским садом льготы по НДС в отношении реализации услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении, в связи с чем правомерно признал недействительным оспариваемое решение налогового органа в соответствующей части.

Данный вывод суда подтверждается судебной арбитражной практикой (постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.02.2010 по делу N А51-9669/2009, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.04.2009 по делу N А17-6323/2008, постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2008 по делу N А55-16294/2007 (Определением ВАС РФ от 20.02.2009 N ВАС-15303 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Вместе с тем, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о неправомерном начислении детскому саду налога на прибыль и соответствующих сумм пени и штрафа.

В соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, то есть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В этой связи налогоплательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций согласно ст. 247 НК РФ является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Средства целевого финансирования, а также и целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиков, в том числе бюджетных учреждений, определены в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, приведенный в ст. 251 НК РФ, является исчерпывающим.

Средства, полученные бюджетными учреждениями за оказание платных услуг, в указанном перечне не поименованы, в связи с чем признаются доходом бюджетных учреждений, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Плата, получаемая бюджетными учреждениями за оказание услуг другим лицам на возмездной основе, в соответствии со ст. 39 НК РФ является выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и, соответственно, должна учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, плата, взимаемая с родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, является выручкой от реализации услуг бюджетного учреждения.

Для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В связи с этим государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в пределах сумм выручки, полученной ими за содержание детей, в соответствии с законодательством Российской Федерации могут учесть расходы по их содержанию в порядке, определенном главой 25 НК РФ (письма Министерства финансов Российской Федерации от 11.04.2007 N 03-03-06/4/45, от 17.05.2007 N 03-03-06/4/64, от 05.08.2009 N ШС-20-3/1100).

Кроме того, отсутствие нормативного регулирования поступления, учета и использования родительской платы по документам бухгалтерского учета не влияет на квалификацию поступивших сумм как полученных от коммерческой деятельности средств.

Данный вывод подтверждается судебной арбитражной практикой (постановление ФАС Центрального округа от 21.07.2010 по делу N А54-4508/2009, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2009 N А69-3524/08 и др).

Размер полученной родительской платы и расходов, произведенных из этих средств, установленный налоговым органом, соответствует расчетам, представленным детским садом в суде апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод детского сада о том, что налоговым органом при расчете налогооблагаемой базы не учитывалась кредиторская задолженность перед поставщиками, поскольку в соответствии с НК РФ при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль учитывается только списанная в связи с истечением срока давности или по другим основаниям кредиторская задолженность, которая является внереализационным доходом организации (п. 18 ст. 250 НК РФ).

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган обоснованно начислил налог на прибыль в сумме 30 422 руб. и соответствующие суммы пени и штрафных санкций.

Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями п. 2 ст. 269 АПК РФ о полномочиях суда апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции изменяет решение суда первой инстанции в связи несоответствием сделанных им выводов обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт, которым отказывает муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида N 365 городского округа Самара в удовлетворении требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области от 14 декабря 2009 года N 13-43/39663 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль в сумме 30 422 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд


постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2010 года по делу N А55-4035/2010 изменить.

Отказать муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида N 365 городского округа Самара в удовлетворении требования о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области от 14 декабря 2009 года N 13-43/39663 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль в сумме 30 422 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.

В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2010 года по делу N А55-4035/2010 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.


Председательствующий

В.С.СЕМУШКИН

Судьи

В.Е.КУВШИНОВ

Е.Г.ПОПОВА