ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Плата, взимаемая с родителей дошкольным образовательным учреждением, не может рассматриваться как прибыль, подлежащая налогообложению, так как расходы на содержание детей в учреждении превышают суммы денежных средств, получаемые от родителей]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 21 января 2005 г. Дело N А09-4286/04-31 


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Дятьково Брянской области на Решение от 24.06.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 19.08.2004 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-4286/04-31,


УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образовательное учреждение "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида" (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по г. Дятьково Брянской области от 10.02.2004 N 202 в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1663,33 руб., доначисления налога на прибыль в сумме 8316,67 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 2250,60 руб. (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2004 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.08.2004 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, выслушав представителя инспекции, обсудив доводы жалобы и отзывов на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка Учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе по налогу на прибыль за период с 01.01.2000 по 01.10.2003, о чем 15.01.2004 составлен акт проверки N 202 и принято Решение N 202 от 16.02.2004 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1663,33 руб. и доначислении налога на прибыль в сумме 8316,67 руб. и пени в сумме 2250,60 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Учреждение является муниципальным образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность по реализации общеобразовательных программ на уровне дошкольного образования, начального общего образования. Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии, выданной в установленном порядке.

Согласно нормам ст. 40 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.92 "Об образовании" основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.

Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

В соответствии со ст. 41 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.92 "Об образовании" деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.

Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего возраста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1204 от 19.09.97 предусмотрено, что в числе источников формирования имущества и финансовых средств учреждения является плата, взимаемая с родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся. Взимание платы с родителей за содержание воспитанников учреждения производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер указанной платы определяется исходя из общих затрат содержания воспитанников в учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима работы Учреждения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Верховного Совета РФ от 06.03.1992 имеет N 2464-1, а не N 2461-1.

Постановлением Верховного Совета РФ N 2461-1 от 06.03.92 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" определено, что в целях упорядочения платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержки системы этих учреждений в условии либерализации цен и с учетом ст. ст. 7, 44, 45 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" с 01.04.92 установлен размер платы, взимаемой с родителей независимо от места их работы (службы, учебы) за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений, органов исполнительной власти, в размере не более 20 процентов, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10 процентов затрат на содержание ребенка в данном учреждении.

В соответствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях главы 25 НК РФ иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Однако, как установлено судом, Учреждение в 2001 - 2002 гг. осуществляло образовательную деятельность, предусмотренную уставом по основной образовательной программе дошкольного и начального школьного образования, и родительская доля финансирования затрат не превышает 20 процентов от фактических затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении. Остальная часть финансируется за счет средств бюджета.

Судом также обоснованно учтено нормативное регулирование поступления, учета и использования указанных средств по документам бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 106 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.99 N 107-н) средства, поступающие от родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, учитываются на субсчете 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления". Для учета средств, полученных от предпринимательской деятельности, предусмотрен специальный субсчет 111.

По данным налоговой проверки, Учреждением не допущены нарушения в учете поступивших средств.

Поэтому суд обоснованно пришел к выводу, что плата, взимаемая с родителей не может рассматриваться как прибыль, подлежащая налогообложению, т.к. расходы на содержание детей в Учреждении превышают суммы денежных средств, получаемые от родителей.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24.06.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 19.08.2004 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-4286/04-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Дятьково Брянской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.