Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 6 декабря 2005 г. Дело N А68-АП-717/11-04 

(дата рассмотрения резолютивной части постановления) 


от 7 декабря 2005 г.

(дата изготовления постановления в полном объеме)


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Новомосковску Тульской области на Решение Арбитражного суда Тульской области от 21.07.2005 по делу N А68-АП-717/11-04,


УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новомосковску, в настоящее время Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Новомосковску Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения "Начальная школа - детский сад N 7" (далее - Учреждение, налогоплательщик) штрафа по налогу на прибыль в размере 8736 руб.

Учреждение обратилось со встречным иском о признании недействительным Решения Инспекции N 113 от 11.05.2004 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.07.2005 в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано. Встречные требования налогоплательщика удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, полагая, что оно принято в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Учреждением декларации по налогу на прибыль за 2003 год, в результате которой вынесено Решение N 113 от 11.05.2004 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 8736 руб., а также о доначислении 43680 руб. налога на прибыль.

На основании вынесенного решения налоговым органом в адрес Учреждения направлено требование N 113 от 11.05.2005, которым предложено уплатить начисленную сумму штрафа. Требование в установленный срок налогоплательщиком исполнено не было, что послужило основанием для обращения Инспекции в суд с соответствующим заявлением.

Полагая, что вынесенное решение не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд со встречным иском.

Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные по делу, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.

Основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности послужил вывод налогового органа о неправомерном не включении в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль выручки, полученной от родителей за оказание услуг по содержанию детей в детском дошкольном учреждении.

Оценивая фактические обстоятельства спора, суд исходил из того, что средства, поступившие Учреждению в качестве родительской платы на осуществление реализуемой им образовательной программы, носят целевой характер, не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 БК РФ и ст. 247 НК РФ, и в силу п. 2 ст. 321.1 НК РФ подлежат исключению из состава доходов и расходов бюджетной организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Как следует из материалов дела, Учреждение является муниципальным образовательным учреждением. Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии N 2315/00109 от 20.02.2001, выданной в установленном порядке.

Согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях гл. 25 НК РФ иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В силу п. 14 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Согласно нормам ст. 40 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.92 "Об образовании" основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.

В соответствии со ст. 41 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.92 "Об образовании" деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.

Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего возраста, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1204 от 19.09.97, предусмотрено, что в числе источников формирования имущества и финансовых средств учреждения является плата, взимаемая с родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся. Взимание платы с родителей за содержание воспитанников учреждения производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер указанной платы определяется исходя из общих затрат содержания воспитанников в учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима работы учреждения.

Постановлением Верховного Совета РФ N 2464-1 от 06.03.92 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" определено, что в целях упорядочения платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержки системы этих учреждений в условиях либерализации цен и с учетом ст. ст. 7, 44, 45 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" с 01.04.92 установлен размер платы, взимаемой с родителей независимо от места их работы (службы, учебы) за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений, органов исполнительной власти, в размере не более 20 процентов, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10 процентов от затрат на содержание ребенка в данном учреждении.

Аналогичную норму содержат п. п. 2.1, 2.2 Положения о порядке взимания платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Новомосковского муниципального образования в редакции, утвержденной Решением N 33-5 от 28.05.2003 муниципального совета Новомосковского муниципального образования.

Как установлено судом, налогоплательщик в 2003 году осуществлял образовательную деятельность, предусмотренную уставом, по реализации общеобразовательных программ на уровне дошкольного образования и начального общего образования.

При этом уставом Учреждения (п. 6.2) определено, что источником формирования его имущества и финансовых ресурсов являются, в том числе, средства родителей (или лиц, их замещающих), которые согласно Порядку зачисления доходов бюджетных учреждений, находящихся в ведении Новомосковского муниципального образования, утвержденному Решением N 2-3 от 27.12.2001, подлежат перечислению и зачислению в полном объеме на единый счет бюджета, открытый в РКЦ г. Новомосковска.

Согласно п. 1.5 Положения о порядке взимания платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Новомосковского муниципального образования средства, получаемые от взимания платы за содержание детей, расходуются на содержание и развитие Учреждения согласно утвержденной смете.

Как установлено судом, затраты на содержание детей исчислены Учреждением по смете расходов в сумме 1733000 руб., при этом доля непосредственного бюджетного финансирования данных затрат утверждена Комитетом по образованию Новомосковской муниципальной администрации в сумме 1353800 руб., а финансирование за счет родительской платы - в сумме 207000 руб., что составляет 11,9 процента от суммы необходимых затрат на содержание детей в детском дошкольном учреждении. Таким образом, родительская доля финансирования затрат не превысила 20 процентов от фактических затрат на содержание ребенка в детском саду.

Согласно отчету о целевом использовании полученных Учреждением средств за 2003 год родительская плата за данный период поступила и полностью использована в соответствии с ее целевым назначением в сумме 182200 руб., т.е. в меньшем размере, чем было предусмотрено сметой расходов.

Таким образом, указанная сумма родительской платы является средством целевого поступления по финансированию затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении.

Кроме того, в соответствии со ст. 106 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.99 N 107-н) средства, поступающие от родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, учитываются на субсчете 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления". Для учета средств, полученных от предпринимательской деятельности, предусмотрен специальный субсчет 111.

По данным налоговой проверки, Учреждением не допущены нарушения в учете поступивших средств.

Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу, что плата, взимаемая с родителей, не может рассматриваться как прибыль, подлежащая налогообложению.

В кассационной жалобе Инспекция ссылается на доводы, которые обосновывали ее позицию по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Убедительных доводов, основанных на законе, заявителем кассационной жалобы не представлено.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд


ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 21.07.2005 по делу N А68-АП-717/11-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.