Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Образовательное учреждение правомерно привлечено к ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость, поскольку, освобождая от налогообложения операции по реализации товаров собственного производства, данное учреждение применяло содержащиеся в Законе ""Об образовании"" льготы, которые уже были отменены нормами Налогового кодекса]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 октября 2004 года Дело N Ф04-7345/2004(5491-А45-31) 


(извлечение)


Государственное образовательное учреждение Профессиональное училище N 72 (далее - Училище) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Новосибирской области (далее - налоговая инспекция) от 19.11.2002 N 97/3 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Решением суда первой инстанции от 25.02.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.05.2003 принятое решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.08.2003 решение и постановление апелляционной инстанции отменены. Дело направлено на новое рассмотрение. При этом суд кассационной инстанции указал на то, что судебными инстанциями не дана правовая оценка решению налогового органа и не исследован вопрос о периоде совершения налогового правонарушения и возможности применения части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 26.05.2004 при новом рассмотрении дела в удовлетворении требований о признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость Училищу отказано, в остальной части требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Судебные инстанции исходили из того, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации ограничили льготы для образовательных учреждений по сравнению с Законом Российской Федерации "Об образовании".

В кассационной жалобе государственное образовательное учреждение Профессиональное училище N 72 просит изменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в части обязания заявителя платить налог на добавленную стоимость, а также в части санкций за неуплату данного налога и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд первой и апелляционной инстанций неправильно истолковал подпункт 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что судебные инстанции должны были применить нормы Закона Российской Федерации "Об образовании". Принятие глав Налогового кодекса Российской Федерации по соответствующим налогам нельзя рассматривать как нормальный критерий при ответе на вопрос о действии той или иной налоговой нормы.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция, ссылаясь на законность принятых судебных актов, просит отказать государственному образовательному учреждению Профессиональное училище N 72 в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция 19.11.2002 приняла решение N 97/3 о привлечении Училища к налоговой ответственности за совершенное налоговое правонарушение. Указанным решением налогоплательщику было предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 255095 рублей 02 копеек, налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы в размере 36623 рублей, штрафные санкции в общем размере 291718 рублей 02 копеек.

Решение налогового органа обосновано тем, что Училище в период с 1999 по 2001 год не начисляло налог с выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). В нарушение требований подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не облагало налогом на добавленную стоимость реализацию товаров собственного производства; не представляло налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость.

Не согласившись с принятым налоговой инспекцией решением, государственное образовательное учреждение Профессиональное училище N 72 обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.

В соответствии со статьей 21 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), введенной в действие с 01.01.99, налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах.

В связи с тем, что на момент вступления в силу части первой Кодекса действовал порядок налогообложения, установленный ранее принятыми законами, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса подлежат применению нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" регулирует деятельность образовательных учреждений в Российской Федерации. Льгота, установленная этим Законом для образовательных учреждений, действовала до введения в действие главы 21 Кодекса "Налог на добавленную стоимость".

Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

В подпункте 14 пункта 2 статьи 149 указанной главы установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

Таким образом, судебные инстанции обоснованно указали, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации ограничили льготы для образовательных учреждений по сравнению с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Льготы, установленные статьей 40 Закона Российской Федерации "Об образовании", в 2001 году не могут быть применены, поскольку в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии со статьей 2 этого Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса и этому Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали государственному образовательному учреждению Профессиональное училище N 72 в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость.

Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция


ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 26.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-85/03-СА3/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.