Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Право на ведение образовательной деятельности и налоговые льготы, установленные законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему соответствующей лицензии (разрешения)]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 7 декабря 1998 года Дело N А82-147/98-А/1


Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М.Ю., судей: Кирсановой Е.Н., Чубарова А.В., при отсутствии представителей истца, и участии представителей ответчика - Ярославского филиала МЭСИ: Смирновой А.Е. (доверенность от 21.07.98), Кваша О.В. (доверенность от 15.07.98); Хорзова С.Г. (доверенность от 15.07.98), рассмотрев кассационную жалобу Ярославского института экономики, статистики и информатики (филиал МЭСИ) на решение от 29.07.98 и постановление от 14.10.98 по делу N А82-147/98-А/1 Арбитражного суда Ярославской области (судьи: Шутова С.Р., Суровова М.В., Веселова И.И., Грачев С.Г., Шумилова Л.Д., Митрофанова Г.П.),


УСТАНОВИЛ:

С учетом уточненных в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований Государственная налоговая инспекция по Красноперекопскому району г. Ярославля обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании с Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Ярославского филиала, 22434 рублей финансовых санкций за допущенные нарушения налогового законодательства.

Решением от 29.07.98 иск удовлетворен в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.10.98 решение суда оставлено без изменения.

Ярославский филиал Государственного университета экономики, статистики и информатики, действующий на основании доверенности от 31.12.97, не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно: статья 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статья 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Положение о бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.94 N 170, статьи 40, 41 Закона Российской Федерации "Об образовании". Обращает внимание на то, что он, являясь образовательным учреждением, освобожден от уплаты всех видов налогов. Временное отсутствие лицензии на осуществление образовательного процесса не дает оснований считать полученные от оказания платных услуг доходы результатом предпринимательской деятельности, тем более, что эти услуги были оказаны не им, а головной организацией. Кроме этого, филиал полагает, что результат образовательной деятельности возникает у него только по окончании образовательной услуги, то есть по истечении 5 лет, следовательно, по итогам именно этого периода можно было бы говорить о налогообложении прибыли.

Государственная налоговая инспекция по Красноперекопскому району г. Ярославля не согласилась с мотивами, изложенными в кассационной жалобе, считает решение и постановление Арбитражного суда Ярославской области законными и обоснованными.

Рассмотрев кассационную жалобу Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Ярославского филиала, и отзыв на нее со стороны Государственной налоговой инспекции по Красноперекопскому району г. Ярославля, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа установил следующее:

Государственной налоговой инспекцией по Красноперекопскому району г. Ярославля в январе - феврале 1998 года проводилась документальная проверка по соблюдению Ярославским институтом экономики, статистики и информатики, филиалом Московского государственного университета, налогового законодательства за III квартал 1997 года, результаты которой отражены в акте от 09.02.98 N 151. В ходе проверки установлено, что Ярославский филиал МЭСИ создан на основании приказа Госкомстата Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 14.08.96 N 110/1414 и приказа МЭСИ от 26.08.96 N 131, указан в уставе последнего в качестве структурного подразделения. Имеет собственный баланс, текущий счет, самостоятелен в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров. 22.07.97 поставлен на налоговый учет в Государственной налоговой инспекции по Красноперекопскому району г. Ярославля. В проверяемом периоде филиал имел доходы от оказания платных образовательных услуг, услуг по ксерокопированию и от сдачи в аренду помещений, однако в отчете о прибылях и убытках за 9 месяцев 1997 года им не была показана налогооблагаемая прибыль в сумме 9278 рублей, что привело к неуплате в бюджет налога на прибыль в сумме 3247 рублей 30 копеек, налога на добавленную стоимость в сумме 7573 рублей и сбора на нужды образовательных учреждений в сумме 165 рублей. Поскольку лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования N 16Г-123 получена филиалом только 29.12.97, налоговая инспекция пришла к выводу о том, что в III квартале 1997 года он не имел права на налоговые льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании".

За допущенные нарушения решением заместителя начальника Государственной налоговой инспекции от 18.02.98 N 151 к Ярославскому филиалу МЭСИ на основании пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" применены финансовые санкции в общей сумме 36746 рублей.

Руководствуясь пунктом 1 "г" статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действующим с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.97, налоговая инспекция инкассовыми поручениями от 12.03.98 N 108, от 12.03.98 N 110, от 12.03.98 N 109 списала с налогоплательщика в бесспорном порядке налог на прибыль - 3053 рубля и пени за просрочку его уплаты - 898 рублей; налог на добавленную стоимость - 7573 рубля и пени 2567 рублей; сбор на нужды образовательных учреждений - 165 рублей и пени 56 рублей. За взысканием оставшейся суммы финансовых санкций, а именно: заниженной прибыли и штрафов в размере 100 процентов - 14696 рублей, 100-процентного штрафа за сокрытие (неучет) объектов обложения налогом на добавленную стоимость и сбором на нужды образовательных учреждений - 7573 рубля и 165 рублей, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Ярославской области.

В соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил сумму иска и просил взыскать заниженную прибыль - 5669 рублей, штраф в сумме 8722 рубля и 10 процентов штрафа в сумме 305 рублей за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, штрафы в размере 100 процентов по налогу на добавленную стоимость и сбору на нужды образовательных учреждений - 7573 рубля и 165 рублей, а всего - 22434 рубля.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в силу пунктов 6 и 24 статьи 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности и на льготы, установленные пунктом 3 статьи 40, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Доходы, полученные до этого момента, подлежат налогообложению на общих основаниях.

Кассационная инстанция не усматривает причин для отмены судебных актов, принятых Арбитражным судом Ярославской области, исходя из следующего:

в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые льготы устанавливаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Пунктом 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. При этом право на ведение образовательной деятельности и на льготы возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (пункт 6 статьи 33 указанного Закона).

Поскольку предоставление налоговых льгот поставлено законодателем в зависимость от получения лицензии, а таковой у Ярославского филиала МЭСИ в III квартале 1997 года не имелось, следовательно, в указанном периоде он не был освобожден от уплаты налогов независимо от видов осуществляемой им деятельности и направлений использования полученных доходов. По этой же причине нет оснований расценивать деятельность филиала в качестве непредпринимательской.

Согласно пункту "б" статьи 1, пункту 10 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что Ярославский филиал МЭСИ не оспаривает выводы налогового органа о неправильном отражении им в отчете о прибылях и убытках за 9 месяцев 1997 года сведений о валовой и налогооблагаемой прибыли, себестоимости услуг и внереализационных расходах, что подтверждается и приказом по Московскому государственному университету экономики, статистики и информатики от 06.02.98 N 68-об о наказании виновных лиц за неправильное ведение бухгалтерского учета.

По данным документальной проверки налогооблагаемая прибыль ответчика составила 8722 рубля.

Следовательно, требования налоговой инспекции о взыскании суммы заниженной прибыли и 8722 рублей штрафа, установленного пунктом 1 "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", являются обоснованными.

Доводы ответчика о том, что налогообложение прибыли от оказания платных образовательных услуг должно производиться по истечении 5 лет, не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют пунктам 2 и 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также учетной политике филиала.

Согласно пункту 1 "г" статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками налога являются также филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).

Ссылка филиала на то обстоятельство, что платные образовательные услуги реализовывались не им, а Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики, о чем свидетельствуют заключенные им договоры на обучение и командировки о направлении преподавателей на работу, не может быть принята во внимание, ибо упомянутые услуги оказаны в г. Ярославле, то есть вне места нахождения юридического лица (статья 55 Гражданского кодекса Российской Федерации), и денежные средства поступали на счет филиала либо непосредственно в его кассу. Доказательств уплаты налога на добавленную стоимость головной организацией не представлено, в связи с чем факт двойного налогообложения документально не доказан.

Поскольку неуплата налога на добавленную стоимость в сумме 7573 рубля действительно имела место, налогоплательщик должен нести ответственность, установленную пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в том числе и по уплате штрафа за сокрытие (неучет) объекта налогообложения в сумме 7573 рубля.

Учет объектов налогообложения осуществляется в расчетах по налогу (налоговых декларациях), представляемых налоговому органу в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и пунктом 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Так как ответчиком объекты налогообложения указаны в неполном объеме, что свидетельствует об их неполном учете, выводы Арбитражного суда Ярославской области о взыскании штрафов в размере 100 процентов (8722 рублей и 7573 рублей) соответствуют пункту 1 "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 "ж" статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьей 2 Закона Ярославской области от 30.09.96 N 13-з "О сборе на нужды образовательных учреждений" плательщиками сбора являются юридические лица всех организационно - правовых форм (кроме бюджетных организаций, если они не занимаются предпринимательской деятельностью), филиалы и другие структурные подразделения, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории области. Ставка сбора составляет 1 процент от годового фонда заработной платы (статья 3).

Поскольку из-за отсутствия лицензии полученные филиалом от оказания платных образовательных услуг доходы нельзя считать непредпринимательскими, налоговый орган обоснованно начислил ему указанный сбор в сумме 165 рублей, исходя из заработной платы преподавателей в сумме 16534 рубля, выплаченной за счет средств от оказания платных услуг.

Представленный 23.10.97 в налоговую инспекцию расчет сбора на нужды образовательных учреждений за III квартал 1997 года свидетельствует о том, что фонд оплаты труда показан филиалом в большем объеме - 32935 рублей 60 копеек (с учетом заработной платы, выплаченной из бюджетных средств). При таких обстоятельствах факта сокрытия (неучета) объекта налогообложения не имелось, в связи с чем штраф в сумме 165 рублей взыскан с ответчика неправомерно.

Указанное позволяет сделать вывод об арифметической ошибке, допущенной судом первой инстанции при определении суммы подлежащих взысканию финансовых санкций, которая подлежит уточнению.

Руководствуясь статьями 139, 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа


ПОСТАНОВИЛ:

изложить абзацы 1, 2 резолютивной части решения от 29.07.98 в следующей редакции:

"Взыскать с Ярославского института экономики, статистики и информатики МЭСИ:

- в доход бюджета 22269 рублей, в том числе 5669 рублей заниженной прибыли,9027 рублей штрафа по налогу на прибыль и 7573 рубля штрафа по налогу на добавленную стоимость".

С учетом исправления арифметической ошибки решение от 29.07.98 и постановление от 14.10.98 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-147/98-А/1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Ярославского филиала, - без удовлетворения.

Расходы по жалобе отнести на заявителя.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.


Председательствующий

ЕВТЕЕВА М.Ю.

Судьи

КИРСАНОВА Е.Н.

ЧУБАРОВ А.В.