Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Учреждение правомерно не облагало налогом на добавленную стоимость услуги по реализации дополнительных программ и физическому воспитанию детей, осуществляемые без лицензии, т.к. данный вид деятельности не назван в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию на основании закона]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 марта 2006 года Дело N А55-5171/05 


(извлечение)


Инспекция федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самары (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению физической культуры и спорта дополнительного образования детей "Городской центр спорта для детей и юношества "Ладья" (далее - учреждение) о взыскании налоговых санкций в размере 75790 руб. за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 24.10.2005 заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с учреждения налоговые санкции в виде штрафа в размере 4300 руб. по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в размере 5000 руб. - по п. 1 ст. 120 Кодекса, в размере 744 руб. - по п. 1 ст. 122 Кодекса, всего на сумму 10044 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд неправомерно применил п/п. 4 п. 2 и п. 6 ст. 149 Кодекса, устанавливающие порядок освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях.

В соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, Постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка учреждения по контролю соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 30.09.2004, в ходе которой выявлен ряд нарушений, отраженных в акте от 25.01.2005 N 01-88ДСП.

В частности, налоговым органом установлено, что учреждение в проверяемый период занизило налог на добавленную стоимость в сумме 329267 руб.

По результатам проверки Налоговой инспекцией принято решение от 14.02.2005 N 12-28/1912 о доначислении учреждению налогов, начислении пеней за нарушение установленных сроков уплаты доначисленных сумм налогов, а также о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 Кодекса.

В связи с неуплатой налоговых санкций в срок, установленный в требовании N 2739 от 16.02.2005, Инспекция обратилась в арбитражный суд за их взысканием.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, признав необоснованным доначисление налоговым органом НДС за 2003 г. и 1 - 3 кварталы 2004 г. в сумме 323581 руб. и, как следствие, наложение штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Кодекса.

Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Согласно п/п. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

В соответствии с п. 6 ст. 149 Кодекса перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Постановлением от 18.10.2000 N 796 Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение).

Этим Положением установлен порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.

Виды деятельности, осуществляемой в сфере образования, подлежащей лицензированию, перечислены в п. п. 4 - 7 названного Положения.

Согласно п. 3 названного Положения лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

Одновременно п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности установлено, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Как правильно указал суд первой инстанции, осуществляемая налогоплательщиком деятельность - реализация дополнительных программ и услуг по физическому воспитанию - не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию на основании этого закона.

Следовательно, учреждение правомерно не облагало налогом на добавленную стоимость услуги по реализации дополнительных программ и услуг по физическому воспитанию детей.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Инспекция не подтвердила занижение учреждением НДС в сумме 5686 руб., поскольку документы, подтверждающие данный факт, суду представлены не были.

Учитывая изложенное, суд оснований для отмены судебного акта не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.10.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-5171/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.