Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[В случае если земельные участки закреплены за государственным учреждением, созданным органом государственной власти, право собственности признается за Российской Федерацией. Высшее учебное заведение вправе сдавать в аренду земельные участки; при этом средства, полученные высшим учебным заведением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса.]


АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2002 г. Дело N А40-32835/02-120-203 


(извлечение)


Арбитражный суд г. Москвы при участии в заседании от истца: Л. по доверенности; от ответчика: С., К.Д. по доверенностям; от третьих лиц: К.И., К.О. по доверенностям, рассмотрев дело по иску ГОУ ВПО "Российская государственная академия физической культуры" к Отделению федерального казначейства по ВАО г. Москвы, третьи лица - Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму, Правительство г. Москвы, о признании незаконным отказ в зачислении денежных средств и обязании зачислить денежные средства,


УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о признании незаконным отказа ОФК по ВАО г. Москвы от зачисления денежных средств, поступивших от сдачи в аренду земельных участков, и обязании ОФК зачислить средства, поступившие от арендаторов земельных участков РГАФК, на лицевой бюджетный счет РГАФК N 61128530052.

Требования истца основаны на следующих доводах. По мнению истца, оспариваемый отказ противоречит п. п. 2, 6 ст. 254 БК РФ, п. 11 ст. 39, п. 22 ч. 2 ст. 32 Закона "Об образовании", п. 4 ст. 27 ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" и нарушает его права на получение доходов от сдачи в аренду земельных участков.

Ответчик требования истца не признал. В отзыве пояснил, что истцом не представлены документы, подтверждающие принадлежность объекта недвижимости - земельного участка по адресу: г. Москва, Сиреневый бульвар, владение 4, сдаваемого в аренду, к федеральной или иной форме собственности, а также то, что указанное имущество передано РГАФКу на праве оперативного управления. В соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 14.12.99 N 91н, поступившие от сдачи в аренду указанного земельного участка как "невыясненные поступления" перечислены в доход федерального бюджета.

Третье лицо - Госкомитет РФ по физической культуре и спорту - считает требования истца обоснованными. В отзыве пояснило, что в соответствии со ст. ст. 214, 215 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с требованиями ГК РФ. На основании ст. 3 ФЗ от 17.07.2001 N 101-ФЗ право собственности на земельные участки, закрепленные за государственным учреждением, принадлежит Российской Федерации.

Третье лицо - Правительство г. Москвы - поддержало доводы истца. В отзыве пояснило, что истец не вправе сдавать в аренду земельные участки, поскольку это противоречит ч. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы истца, ответчика, третьих лиц, суд пришел к выводу о том, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Российская государственная академия физической культуры является государственным образовательным учреждением, некоммерческой организацией, финансируемой из государственного бюджета, что подтверждается п. 1 устава. Устав Академии утвержден Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму.

Как следует из материалов дела, истцу выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 66,4781 га. Акт выдан на основании решений городской комиссии по предоставлению земельных участков от 18.12.96 и от 09.04.97 N 14 и 27 (л. д. 59).

Московским городским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования истца земельным участком, площадью 66,4781 га, находящимся в государственной собственности, о чем 20.06.2000 в ЕГРП сделана запись N 77-01/00-08/2000-43325.

Как следует из материалов дела, истцом в соответствии со ст. 26 ЗК РФ заключены договоры аренды земельных участков, расположенных по адресу: Сиреневый бульвар, владение 4, где истец выступает арендодателем.

Письмом от 17.06.2002 N 03-09/634 ответчик сообщил истцу об отказе в зачислении на лицевой счет Академии денежных средств, поступивших от сдачи в аренду земельного участка, закрепленного за Академией на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ответчик затребовал у истца документы, удостоверяющие право федеральной собственности на сдаваемый в аренду земельный участок.

Суд считает, что отказ ответчика в зачислении денежных средств на лицевой счет истца неправомерен. Удовлетворяя иск, суд исходил из следующего. В соответствии с п. 11 ст. 39 Закона РФ "Об образовании", п. 4 ст. 27 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшее учебное заведение вправе сдавать в аренду земельные участки. При этом средства, полученные высшим учебным заведением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса.

В соответствии с п. 22 ч. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" в компетенцию образовательного учреждения входит осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

Согласно п. 3.4.1 устава Академии, утвержденного 01.04.98 с изменениями и дополнениями, зарегистрированными 29.02.2000, в целях обеспечения своей деятельности Академия вправе сдавать в аренду земельные участки без права выкупа с согласия Ученого совета Академии по ценам, не ниже сложившихся в данном регионе г. Москвы.

Доводы ответчика об отсутствии у истца документов, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка к федеральной собственности, необоснованны.

Как следует из материалов дела, на основании акта N 567/20-П ГлавАПУ г. Москвы от 12.03.64 застройщику - Спорткомитету СССР - было передано 26 га земли для застройки капитальных зданий и сооружений ГЦОЛИФК (правопредшественник истца). В 1984 г. в соответствии с письмом ГлавАПУ г. Москвы N 10/2696 от 10.06.84 прилегающая к РГАФК территория площадью 36 га сохранена за Спорткомитетом СССР.

Согласно ст. ст. 214, 215 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 3 ФЗ от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" в случае если земельные участки закреплены за государственным учреждением, созданным органом государственной власти, право собственности признается за Российской Федерацией.

Земельный кодекс предусматривает существование государственной и муниципальной собственности на землю. Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Указание в свидетельстве от 20.06.2000 формы собственности на земельный участок как государственной подтверждает статус земель.

Таким образом, земельный участок, переданный истцу в постоянное (бессрочное) пользование, является федеральной собственностью.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого акта, возложена на орган, принявший акт. Ответчик указанные обстоятельства не доказал.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ арбитражным судом признаются недействительными ненормативные акты государственных органов, противоречащие закону, иным нормативным правовым актам, а также нарушающие права и охраняемые законом интересы юридического лица. Поскольку указанные факты судом установлены, на основании ст. ст. 13, 214, 215 ГК РФ и руководствуясь ст. ст. 29, 65, 75, 167 - 170 АПК РФ, суд


РЕШИЛ:

проверив на соответствие п. п. 2, 6 ст. 254 БК РФ, п. 11 ст. 39, п. 22 ч. 2 ст. 32 Закона "Об образовании", п. 4 ст. 27 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", признать незаконным отказ ОФК по ВАО г. Москвы от зачисления денежных средств, поступивших от сдачи в аренду земельных участков, оформленный письмом от 17.06.2002 N 03-09/634.

Обязать ОФК по ВАО г. Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГОУ "РГАФК" путем зачисления средств, поступивших от арендаторов земельных участков РГАФК на лицевой бюджетный счет N 61128530052.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда г. Москвы.

23.10.2002.