Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Суд удовлетворил требование об обязании освободить помещения, переданные государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования по договору аренды некоммерческому партнерству. Договор аренды не был согласован с Федеральным агентством по образованию. Спорное помещение является федеральной собственностью, договор аренды в отношении указанного имущества должен был быть заключен на конкурсной основе.]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2011 г. по делу N А40-122436\10-105-1086


Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 г.

Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Чучуновой Н.С.

судей: Волкова С.В., Тихоновой В.К.

от истца (заявителя), Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом г. Москвы - не явился, извещен.

от ответчика, Некоммерческое партнерство "Международный координационный Совет Выпускников Учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI)" - не явился, извещен.

от третьего лица Государственное образовательное Учреждение высшего профессионального образования "Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина" - не явился, извещен.

От третьего лица, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве - не явился, извещен

От третьего лица, Министерство образования и науки - не явился, извещен

рассмотрев 15 сентября 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу

Некоммерческого Партнерства "Международный Координационный Совет выпускников Учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI)

на решение от 23 марта 2011 г. Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Никоновой О.Н.

на постановление от 16 июня 2011 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Тихоновым А.П., Савенковым О.В., Панкратовой Н.И.

по иску Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве

о применении последствий недействительности ничтожной сделки по договору аренды путем обязания освободить помещения

к Некоммерческому партнерству "Международный координационный Совет Выпускников Учебных Заведений (ИНКОРВУЗ-XXI)


установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве обратилось в суд г. Москвы с исковыми требованиями, уточненными в соответствии со ст. 49 АПК РФ к Некоммерческому Партнерству "Международный координационный Совет Выпускников Учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI)" о применении последствия недействительности ничтожной сделки по договору аренды нежилого помещения от 05.05.2006 г. N 01-30/10-06 путем обязания ответчика передать в освобожденном виде - Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина" нежилые помещения общей площадью 83,5 кв. м, а именно этаж 1, комн. 29, 30, 31 и 82, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6.

Решением арбитражного суда г. Москвы от 23 марта 2011 г. исковые требования удовлетворены, Некоммерческое Партнерство "Международный координационный Совет Выпускников Учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI) обязано передать в освобожденном виде Государственному образовательному учреждению Высшего профессионального образования "Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина" нежилые помещения общей площадью 83,5 кв. м, а именно этаж 1, комн. 29, 30, 31, 82, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 23 марта 2011 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Некоммерческого Партнерства "Международный Координационный Совет Выпускников Учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI) - без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Некоммерческое Партнерство "Международный Координационный Совет Выпускников Учебных Заведений (ИНКОРВУЗ-XXI) подана кассационная жалоба, в которой ответчик просит отменить решение арбитражного суда г. Москвы от 23 марта 2011 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 г. по основаниям неправильного применения норм материального права.

В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.11.2009 г. N 901 пункт 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 г. N 685 "О мерах по обеспечению в бюджет доходов от использования федерального имущества" признан утратившим силу.

Норма пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 г. N 685 (в редакции Постановления от 23.03.2006 г. N 156) является бланкетной и устанавливает, что конкурс на заключение договора проводится в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли. На момент заключения договора аренды от 05.05.2006 г. Минэкономразвития не был разработан порядок заключения договоров аренды федерального имущества. Только 23.01.2009 г. приказом Территориального Управления Росимущества по г. Москве был утвержден временный регламент проведения торгов на право заключения договора аренды объекта недвижимости, находящегося в федеральной собственности.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима.

Таким образом, рассматриваемый договор является оспоримой сделкой, однако истцом не заявлялось никаких требований о признании договора недействительным.

Пунктом 2.2 договора от 22.07.1993 г. N 62, заключенного между ГОУ ВПО" Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина" и Государственным Комитетом РФ по управлению государственным имуществом институту предоставлено право самостоятельно использовать имущество и земельные участки, переданные ему в оперативное управление, в том числе, для сдачи их в аренду. Указанное право установлено п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

О факте заключения договора аренды с Некоммерческим партнерством "Международный Координационный Совет Выпускников Учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI) ГОУ ВПО "Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина" уведомил собственника имущества, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по г. Москве письмом от 04.10.2006 г. N 01-23\979, которое было получено 5.10.2006 г.

В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего прав.

Таким образом, срок исковой давности начался 05.10.2006 г. и истек 05.1.2009 г., то есть срок исковой давности истцом пропущен.

В судебное заседание суда кассационной инстанции ответчик не явился, о дне рассмотрения дела был извещен, дело рассматривается в его отсутствие с в соответствие с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела был извещен, дело рассматривается в его отсутствие в соответствие с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Третьи лица, Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования" Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина", Министерство образования и науки РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела были извещены, дело рассматривается в их отсутствие в соответствие с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284 - 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что 5 мая 2006 г. между Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина" (арендодателем) и Международным Координационным Советом Выпускников Учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI)(арендатор) заключен договор N 01-30\10-06 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью (л.д. 27 - 30 т. 1). По условиям договора арендодатель по акту сдачи-приемки помещения от 24.08.2006 г. передал, а арендатор принял во временное пользование нежилые помещения площадью 83,5 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6 для использования под офис. Состав помещений определен в Приложении N 1 к настоящему договору.

Арендатор обязался использовать помещения по прямому назначению, своевременно производить уплату арендной платы.

Согласно заключению об оценке стоимости арендной ставки N 32\06-2 на 1 марта 2006 г. (Приложение N 3 к договору) за переданные в аренду помещения устанавливается арендная плата, исходя из величины арендной платы за 1 кв. м в год равной 176 условным единицам без учета НДС.

Договор заключен сроком на 5 лет и вступает в силу с даты его регистрации в Главном Управлении Федеральной регистрационной службы в г. Москве.

По акту приема-передачи от 24 августа 2006 г. ГОУ ВПО" Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина" передал в аренду Некоммерческому партнерству "Международный Координационный Совет Выпускников Учебных Заведений (ИНКОРВУЗ-XXI)" нежилые помещения по адресу: г. Москва, ул. академика Волгина, д. 6.1 этаж ГУК, комн. 29, 30, 31, 82 (л.д. 33 т. 1)

Спорное недвижимое имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закреплено за Государственным образовательным Учреждением на праве оперативного управления, что подтверждается договором о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления от 22.07.1993 г. N 62, свидетельством о государственной регистрации права от 31.01.2003 г. и выпиской из реестра федерального имущества от 24.03.2007 г. N 61/1 (л.д. 50 - 51 т. 1).

Согласно п. 2.2 договора от 22.07.1993 г. N 62 Институт русского языка им. А.С. Пушкина вправе самостоятельно использовать имущество и земельные участки, переданные ему в оперативное управление, в том числе для ведения хозяйственной деятельности, сдачи их в аренду без права выкупа арендатором и использования по договорам о совместной деятельности.

Актом проверки фактического использования недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина" от 12.05.2010 г. установлено следующее: "Земельный участок, переданный институту в постоянное (бессрочное) пользование, в реестр федерального имущества не внесен.

Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество институтом не произведена.

Государственная регистрация права оперативного управления Институтом на недвижимое имущество произведена (л.д. 10 - 13 т. 1).

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пп. "г" п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации и п. 15 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Статьей 14 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе передавать часть полномочий в отношении управления объектам и федеральной собственности всем органам государственной власти федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно которому полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность не посредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с пп. 1 п. II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 г. N 67, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории города Москвы, а также по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Такие же полномочия принадлежа ли Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве (чьим правопреемником является Территориальное управление) в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом но городу Москве, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01 февраля 2005 г. N 37 "Об утверждении положений о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению федеральным имуществом".

Таким образом, Росимущество или его территориальный орган в лице Территориального управления, являясь представителем собственника, должны были согласовать Договор.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшие учебные заведения вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества.

Высшие учебные заведения с согласия учредителя (собственника) или самостоятельно, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договоров имею право предоставлять научным организациям в пользование движимое и недвижимое имущество, а также использовать на основании договоров движимое и недвижимое имущество, принадлежащее научным организациям на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения.

На момент заключения договора аренды действовало Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280. В соответствии с п. 2 указанного Положения Федеральное агентство по образованию находилось в ведении Министерства

Согласно п. 5.2 Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 288, Федеральное агентство по образованию имело полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.

Приказом Рособразования от 04.07.2006 г. N 612 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. N 156) было утверждено Положение о порядке согласования экспертной оценки последствий передачи в аренду объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за образовательными учреждениями, которое определяет порядок проведения Федеральным агентством по образованию согласования эксперт ной оценки последствий передачи в аренду объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за образовательными учреждениями.

Согласование договора аренды предусмотрено и п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.01.2005 г. 64-р "Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений, подведомственных Рособразованию, и утверждении перечня федеральных государственных учреждений, подлежащих передаче в ведение Рособразования "ГОУ ВПРО "Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина" являлось подведомственным Рособразованию, с которым необходимо было согласовывать заключение договора аренды.

Договор аренды от 5 мая 2006 г. N 01-30\10-06, заключенный Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования" Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина с Некоммерческим партнерством "Международный Координационный Совет Выпускников Учебных Заведений" не был согласован с Федеральным агентством по образованию.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 N 156 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным имуществом и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. N 702), заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности осуществляется, как правило, на конкурсной основе, за исключением случаев, перечисленных в подпунктах "а" - "д" данного пункта, а именно: передачи в аренду в соответствии с решениями Президента Российской Федерации; предоставления помещения взамен изымаемого для государственных нужд, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий или сооружений заключения договора аренды на основании вступившего в законную силу решения суда; когда федеральными законами или изданными до принятия данного Постановления иными правовыми нормативными актами установлен особый порядок распоряжения объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности.

При заключении Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина договора аренды N 01-30\10-06 от 5 мая 2006 г. помещений с Некоммерческим партнерством "Международный Координационный Совет Выпускников Учебных Заведений "ИНКОРВУЗ-XXI)" конкурс не проводился.

При этом передача в аренду нежилых помещений не относилась к исключениям, перечисленным в подпунктах "а" - "в", "д" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. N 685 (в редакции Постановления от 22.03.2006 N 156)

Спорное помещение является федеральной собственностью, договор аренды в отношении указанного имущества должен был быть заключен на конкурсной основе.

Само по себе отсутствие в спорный период специального порядка проведения торгов, разработанного Министерством экономического развития России, не отменяло необходимости их проведения, так как правила организации и проведения торгов были установлены положениями ст. 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Вопросы заключения договоров аренды федерального государственного имущества через процедуру торгов регулируются также ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (за изъятиями, предусмотренными законодательством о защите конкуренции), введенной в действие Федеральным законом от 30.06.2008 г. N 108-ФЗ "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные Российской Федерации", после вступления в силу которого Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 901 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления имуществом" был признан утратившим силу пункт 3 Постановления от 30.06.1998 г. N 685.

Оспариваемый договор аренды заключен без проведения торгов, в нарушение требований п. 3 Постановления от 30.06.1998 г. N 685 (в редакции Постановления от 23.03.2006 г. N 156) и правомерно признан судом ничтожным, как не соответствующий требованиям законодательства.

Согласно п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Поскольку ответчиком не были представлены доказательства освобождения им спорного помещения, суд обоснованно удовлетворил требование истца о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Правильным является вывод суда первой и апелляционной инстанции о том, что основания для возвращения Некоммерческому партнерству "Международный Координационный Совет Выпускников Учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI) внесенной арендной платы отсутствуют, поскольку к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке применяются правила об обязательствах, возникающих вследствие неосновательного обогащения (ст. 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 разъяснено, что денежные средства, уплаченные за пользование имуществом, предоставленным по недействительному договору, могут считаться неосновательно полученными лишь в части, превышающей размер причитающегося собственнику имущества возмещения.

Судом первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод относительно срока исковой давности, заявленного ответчиком.

Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Моментом нарушения права истца, суд обоснованно признал дату акта проверки использования имущества, то есть, течение срока исковой давности началось с 12.05.2010 г., и на момент предъявления иска не пропущен.

Судом первой и апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального права.

Оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации


постановил:

Решение арбитражного суда г. Москвы от 23 марта 2011 г. по делу N А40-122463\10-105-1086, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Некоммерческого партнерства "Международный Координационный Совет Выпускников Учебных Заведений (ИНКОРВУЗ-XXI) - без удовлетворения.


Председательствующий

Н.С.ЧУЧУНОВА

Судьи

С.В.ВОЛКОВ

В.К.ТИХОНОВА