Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Изъятие из оперативного управления подведомственного Федеральному агентству по образованию государственного учреждения имущества должно быть согласовано с Федеральным агентством по образованию, осуществляющему в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества, закрепленного за образовательным учреждением. Поскольку изъятие имущества произведено без согласования с Федеральным агентством по образованию (или его правопреемником Министерство образования и науки Российской Федерации), суд признал распоряжения не соответствующими вышеназванным положениям законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.]


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 октября 2011 г. N ВАС-13546/11

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой А.М., судей Борисовой Е.Е. и Куликовой В.Б. рассмотрела в судебном заседании заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве и Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.07.2011 по делу N А40-150098/09-153-963 Арбитражного суда города Москвы

по заявлению Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский авиационный институт (государственный технический институт)" (далее - ГОУ ВПО "МАИ") к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Росимущество)

о признании недействительными распоряжений Росимущества от 24.06.2009 N 1021 "О дальнейшем использовании федерального имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Академическая, д. 38" и от 20.07.2009 N 1241 "О внесении изменений в распоряжение от 24.06.2009 N 1021 "О дальнейшем использовании федерального имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Академическая, д. 38".

С участием в деле заинтересованных лиц: Министерства образования и науки Российской Федерации, ФГУП "ПромЭкс", ФГОУ ВПО "Академия бюджета и казначейства финансов Российской Федерации" (в настоящее время Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации", далее - учреждение), ГУ УСК "Наука".


установила:

решением Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.07.2011, решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.

В заявлениях о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций учреждение и Росимущество просят их отменить, поскольку считают, что суды нарушили единообразие в толковании и применении норм права

Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

К таким основаниям относятся: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Проверив выводы, положенные в основу обжалуемых судебных актов, и доводы заявления, судебная коллегия не находит оснований, необходимых в силу вышеприведенной нормы для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для его пересмотра в порядке надзора.

Как установлено судом, распоряжением от 24.06.2009 N 1021 "О дальнейшем использовании федерального имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Академическая, д. 38" из оперативного управления ГОУ ВПО "МАИ" изъято и прекращено право оперативного управления на федеральное имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Большая Академическая, владение 38 (спортивное ядро, футбольное поле), дом 38, строение 1 (дом физкультуры), 1а (дом физкультуры), 3 (гараж), 4 (баня), 5 (мастерская), 9 (кино-фото хранилище), 11 (раздевалки, душевые) как неиспользуемое и используемое не по назначению. Данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ПромЭкс".

Распоряжением от 20.07.2009 N 1241 "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в городе Москве от 24.06.2009 N 1021 "О дальнейшем использовании федерального имущества, расположенного по адресу: Москва, ул. Большая Академическая, д. 38", в пункты 1 и 2 распоряжения от 24.06.2009 N 1021 внесены изменения, пункт 1 изложен в следующей редакции: "Изъять из оперативного управления в государственную казну Российской Федерации, прекратить право оперативного управления ГОУ ВПО "МАИ" на федеральное недвижимое имущество как неиспользуемое и используемое не по назначению, согласно приложению к настоящему распоряжению, с момента издания настоящего распоряжения". Пунктом 2 имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГОУ ВПО "Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации".

Полагая указанные распоряжения незаконными, ГОУ ВПО "МАИ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав положения части 1 статьи 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем послевузовском профессиональном образовании", статьи 39 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.01.2005 N 64-р, Положение о Федеральном агентстве по образованию, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 288, суд пришел к выводу о том, что изъятие из оперативного управления подведомственного Федеральному агентству по образованию государственного учреждения (ГОУ ВПО "МАИ") имущества должно быть согласовано с Федеральным агентством по образованию, осуществляющему в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества, закрепленного за образовательным учреждением.

Поскольку изъятие имущества произведено без согласования с Федеральным агентством по образованию (в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации), суд признал распоряжения не соответствующими вышеназванным положениям законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.

Доводам заявителей об отсутствии необходимости согласования с Федеральным агентством по образованию изъятия имущества из оперативного управления образовательного учреждения дана соответствующая оценка судов апелляционной и кассационной инстанций.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,


определил:

в передаче дела N А40-150098/09-153-963 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.07.2011 отказать.


Председательствующий судья

А.М.МЕДВЕДЕВА

Судья

Е.Е.БОРИСОВА

Судья

В.Б.КУЛИКОВА