Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Истец ссылался на то, что организация воспитательного процесса с нарушением требований санитарного законодательства в части площади учебных кабинетов способствует возникновению и распространению инфекционных заболеваний, что представляет угрозу жизни и здоровью человека. В удовлетворении требования о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства отказано, поскольку суд пришел к выводу о том, что применение предложенных истцом способов устранения нарушений СанПиН 2.4.2821-10 приведет к существенным нарушениям прав и законных интересов обучающихся в данной школе, что недопустимо].


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июня 2017 г. по делу N 33-11716/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Науширбановой З.А.

судей Куловой Г.Р. и Пономаревой Л.Х.

при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... к МАОУ Школа N ... ГО ... Республики Башкортостан о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ....

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... Н.Д.Р., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения представителя МАОУ Средняя общеобразовательная школа N ... ГО ... Республики Башкортостан И.Н.А. и представителя Администрации ГО ... Республики Башкортостан А.Г.М., судебная коллегия


установила:


Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... (далее - Управление) обратилось в суд с иском к МАОУ Школа N ... ГО ... Республики Башкортостан о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства.

В обоснование иска Управление указало, что из Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа N ... городского округа ... Республики Башкортостан по адресу: ..., ОГРН ..., ИНН ... (далее - МАОУ Школа N ...) следует, что данный ответчик является юридическим лицом некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учрежденным Администрацией городского округа ... Республики Б. N ... от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным уставом, и несет связанные с этой деятельностью обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. МАОУ Школа N ... осуществляет воспитание и обучение в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. МАОУ Школа N ... несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форма, методов и средств организации образовательного процесса в соответствии с возрастными психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами обучающихся, требованиями охраны жизни и здоровья.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки МАОУ Школа N ... по адресу: ..., выявлено невыполнение следующего пункта предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по ... от ... N ...: В нарушение обязательных требований пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организация" согласно представленной информации по количеству участвующих по классам, площади учебных кабинетов на одного обучающегося приходится менее 2,5 кв. м при фронтальных формах занятий: в классах 24 - 30 учащихся, площадь классов составляет от 41,0 до 48,9 кв. м, где на одного учащегося приходится в среднем 1,5 - 1,7 кв. м.

Организация воспитательного процесса с нарушением требований санитарного законодательства в части площади учебных кабинетов из расчета на одного обучающегося способствуют возникновению и распространению инфекционных заболеваний, что представляет угрозу жизни и здоровью человека.

Таким образом, МАОУ Школа N ... не выполнены требования предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по ... от ... N ..., что подтверждается актом проверки от ... N ....

По выявленным нарушениям в отношении вышеуказанного юридического лица возбуждено дело по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка N ... по ... от ..., МАОУ Школа N ... признано виновным в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Управление просило суд признать действия (бездействия) юридического лица Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа N ... городского округа ... Республики Башкортостан, выразившиеся в нарушении обязательных требований пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" согласно представленной информации по количеству учащихся по классам, площади учебных кабинетов: на одного обучающегося приходится менее 2,5 кв. м при фронтальных формах занятий: в классах 24-30 учащихся, площадь классов составляет от 41,0 до 48,9 кв. м, где на одного учащегося приходится в среднем 1.5 - 1.7 кв. м, незаконными; обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа N ... городского округа ... Республики Башкортостан по адресу: ... выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" обеспечить площади учебных кабинетов: на одного обучающегося не менее 2,5 кв. м при фронтальных формах занятий в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Решением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... постановлено:

отказать в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... к МАОУ Школа N ... городского округа ... Республики Башкортостан о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска.

Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.

Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии заявления", другими нормативными актами.

Согласно статье 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу статьи 1, части 1 статьи 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

На основании статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.

По смыслу пунктов 3, 5, 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя: определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Согласно пункту 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета: не менее 2.5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий.

Судом установлено, что согласно Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Школа N ... городского округа ... Республики Башкортостан по адресу: ..., ОГРН ..., ИНН ..., МАОУ Школа N ... является юридическим лицом - некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учрежденным Администрацией городского округа ... Республики Башкортостан. МАОУ Школа N ... от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным уставом, и несет связанные с этой деятельностью обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. МАОУ Школа N ... осуществляет воспитание и обучение в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. МАОУ Школа N ... несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форма, методов и средств организации образовательного процесса в соответствии с возрастными психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами обучающихся, требованиями охраны жизни и здоровья.

В 2015 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований санитарных норм и правил в отношении МАОУ Школа N ....

В ходе проведенной проверки МАОУ Школа N ..., выявлено невыполнение следующего пункта предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по ... от ... N ...:

1.В нарушение обязательных требований пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организация" согласно представленной информации но количеств) участвующих по классам, площади учебных кабинетов на одного обучающегося приходится менее 2,5 кв. м при фронтальных формах занятий: в классах 24 - 30 учащихся, площадь классов составляет от 41,0 до 48,9 кв. м, где на одного учащегося приходится в среднем 1,5 - 1,7 кв. м.

По результатам проверки был составлен акт N ... от ... года и образовательному учреждению выдано предписание N ... от ... об устранении нарушений требований санитарных норм и правил в срок до ...:

Ответственность за устранение указанных нарушений возложена на МАОУ Школа N ... и директора образовательного учреждения.

В период с ... по ... Управлением была проведена внеплановая документарная проверка выполнения предписания N ... от ....

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что указанные в предписании N ... от ... нарушения в срок до ... МАОУ Школа N ... не устранены.

По результатам проверки в отношении образовательного учреждения был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка N ... по ... от ... МАОУ Школа N ..., в лице директора, привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания N ... от ....

Действительно, в соответствии с СанПиН 2....-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организация" санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые образовательные учреждения независимо от вида организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 13). Настоящие правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся (пункт 1.4).

Материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком несоответствие ряда классных комнат школы по своей площади установленному в пунктом 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 нормативу 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий.

В то же время в иске не указано способа устранения ответчиком нарушений требования пункта 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10, не указаны конкретные организационные мероприятия реализации требований.

Из материалов дела следует, что здание МАОУ Школа N ... построено до введения в действие СанПиН 2.4.2.2821-10 (действуют с ...).

Данное образовательное учреждение имеет лицензию на ведение общеобразовательной деятельности, которая выдана ответчику ..., то есть после введения в действие названных санитарно-эпидемиологических правил, законность выдачи лицензии истцом не оспаривается.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что применение предложенных истцом способов устранения нарушений пункта 4.9 СанПиН 2.4.2821-10 приведет к существенным нарушениям прав и законных интересов обучающихся в данной школе, что недопустимо.

Кроме того, в силу части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

На основании статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно статье 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентировано, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Статья 55 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возможна, в силу его статьи 57, только в виде возмещения причиненного вреда вследствие нарушения санитарного законодательства.

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не предусматривает такого способа защиты права, который включает в себя понуждение к исполнению предписаний Роспотребнадзора по устранению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами выявленных данным органом нарушений в сфере обеспечения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в гражданско-правовом порядке. В случае неисполнения указанных предписаний виновные лица в силу Закона могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Предъявленный иск направлен на трансформацию правоотношений, складывающихся в сфере административной юрисдикции за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и неисполнение предписаний данного органа в сферу гражданско-правовых отношений, что действующим законодательством не предусмотрено.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, а направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... - без удовлетворения.