Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

 [Требование частного дошкольного образовательного учреждения о признании незаконным решения комитета по делам образования об отказе в предоставлении субсидии на возмещение затрат в связи с предоставлением дошкольного образования и об обязании произвести расчет суммы субсидий частному дошкольному образовательному учреждению удовлетворено].


ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2017 г. N 18АП-5386/2017


Дело N А76-30628/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышева М.Б.,

судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по делам образования города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 апреля 2017 года по делу N А76-30628/2016 (судья Мрез И.В.).

В заседании приняли участие представители:

частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Колибри" - Лазарев И.А. (доверенность от 02.02.2017),

Комитета по делам образования города Челябинска - Прынзина Т.В. (доверенность от 17.01.2017 N 16-01/174), Гафурова Ю.Г. (доверенность от 09.03.2017).

Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Колибри" (далее - заявитель, ЧДОУ "Детский сад "Колибри", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения в форме письма от 27.10.2016 N 16-03/6442 Комитета по делам образования города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Комитет, уполномоченный орган) об отказе в предоставлении субсидии на возмещение затрат в связи с предоставлением дошкольного образования за период с 01.09.2016 по 31.12.2016, и обязании Комитета по делам образования города Челябинска произвести расчет суммы субсидий частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Колибри" за период с 01.09.2016 по 31.12.2016 на возмещение затрат в связи с предоставлением дошкольного образования и перечислить соответствующую сумму на расчетный счет ЧДОУ "Детский сад "Колибри" (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.04.2017 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Комитет по делам образования города Челябинска просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать учреждению в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а также допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности заинтересованное лицо ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции необоснованно не учтен тот факт, что ЧДОУ "Детский сад "Колибри" обратилось в Комитет 22.08.2016 и мотивированный ответ на указанное обращение был дан письмом от 24.08.2016 N 16-03/4885, в котором в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии было положено нарушение сроков предоставления заявки, в связи с чем, с заявителем в дальнейшем по данному поводу велась переписка. Таким образом, учреждению стало известно об отказе в предоставлении субсидии 24.08.2016, а не 27.10.2016, в связи с чем, срок для обращения в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) пропущен. Помимо данного, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции при принятии решения необоснованно не приняты во внимание положения п. п. 1, 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), п. п. 4, 5, 7, 8, 9, 14, 16 Порядка предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи с предоставлением дошкольного образования, утвержденного постановлением администрации города Челябинска от 17.02.2015 N 16-п (далее - Порядок N 16-п), п. п. 1, 5 ст. 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Закон об образовании).

В представленном отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные учреждением, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Колибри" зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области в качестве юридического лица 22.06.2015 за основным государственным регистрационным номером 1157400001175, с определением основного вида экономической деятельности "Образование дошкольное" (КОД ОКВЭД 85.11).

ЧДОУ "Детский сад Колибри" действует на основании выданной Министерством образования и науки Челябинской области 01.08.2016 лицензии N 13024 на осуществление образовательной деятельности по виду образования - общее образование, по уровню - дошкольное образование.

Сведения об этом внесены в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ЧДОУ "Детский сад "Колибри".

Соответствующий вид деятельности осуществляется учреждением посредством организации частного детского сада.

Действительно, ЧДОУ "Детский сад "Колибри" неоднократно обращалось в Комитет по делам образования города Челябинска с заявками о предоставлении субсидии, как частной дошкольной образовательной организации, на возмещение затрат, в связи с предоставлением дошкольного образования на 120 обучающихся.

Так, первоначально учреждение обратилось в Комитет с заявкой от 22.08.2016 (л.д. 31), на которую письмом от 24.08.2016 N 16-03/4885 (л.д. 32) был дан отрицательный ответ, по мотиву предоставления неполного пакета документов, а также нарушения срока предоставления заявки.

В последующем учреждение обратилось с соответствующей заявкой в Комитет 14.10.2016 (л.д. 33), приложив к указанной (что заинтересованным лицом не отрицается) следующий комплект документов: 1) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; 2) копию лицензии с приложением 3) справку банка о реквизитах расчетного счета; 4) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; 5) форму 85-к за 2015 год.

Письмом от 27.10.2016 N 16-03/6422 (л.д. 7, 8) Комитет отказал учреждению в предоставлении субсидии, мотивировав это ссылками на постановление администрации города Челябинска от 27.02.2015 N 18-п "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с финансовым обеспечением получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях", а также тем, что согласно предоставленной формы ФСН N 85-К за 2015 год, учреждение образовательную деятельность не осуществляло, списочный состав воспитанников отсутствовал, расходы на образовательную деятельность не производились. Итоговой мотивацией отказа в предоставлении субсидии, для Комитета послужило следующее: 1) нарушение сроков подачи заявки и пакета документов в соответствии с регламентом; 2) отсутствие в 2015 году лицензии на образовательную деятельность; 3) отсутствие в 2015 году понесенных расходов, связанных с финансовым обеспечением дошкольного образования.

С заявлением об оспаривании принятого Комитетом решения об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в форме письма от 27.10.2016 N 16-03/6422 учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области 09.12.2016 (штемпель отделения связи на конверте, л.д. 29), - то есть, с соблюдением срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Довод заинтересованного лица о том, что указанный срок следует исчислять с 24.08.2016 (дата изготовления Комитетом письма N 16-03/4885), судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.

В данном случае учреждение самостоятельно избирает способ защиты принадлежащего ему, и нарушенного права.

Первоначально учреждение предприняло попытки урегулирования спорного вопроса посредством повторного обращения в Комитет по делам образования города Челябинска, однако поскольку повторное обращение к заинтересованному лицу, также не привело к получению положительного для учреждения результата, последнее реализовало принадлежащие ему права посредством обращения в Арбитражный суд Челябинской области.

Помимо данного, суд апелляционной инстанции также отмечает тот факт, что отказ в предоставлении субсидии, данный учреждению Комитетом решением в форме письма от 24.08.2016 N 16-03/4885, и отказ в предоставлении субсидии, данный решением в форме письма от 27.10.2016 N 16-03/6422, - содержат различную мотивацию.

При наличии вышеперечисленного, срок для обращения в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждением соблюден.

Не усматривает суд апелляционной инстанции, и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по существу.

Пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона об образовании установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.

Согласно пункту 18 статьи 2 Закона об образовании образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии частями 1, 2 статьи 91 Закона об образовании, образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Пунктом 20 статьи 2 Закона об образовании под организациями, осуществляющими образовательную деятельность понимаются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 99 Закона об образовании).

Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования (ч. 5 ст. 99 Закона об образовании).

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи с предоставлением дошкольного образования, утвержден постановлением администрации города Челябинска от 17.02.2015 N 16-п, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Челябинской области от 19.12.2013 N 619-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях".

Пунктом 4 Порядка N 16-п установлено, что предоставление субсидии осуществляется в пределах средств, утвержденных Законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.

Согласно пункту 5 Порядка N 16-п для получения субсидии частная дошкольная образовательная организация представляет в Уполномоченный орган следующие документы:

1) в срок до 30 октября текущего года:

- заявку на предоставление субсидии, содержащую сведения о прогнозируемой на соответствующий финансовый год численности воспитанников частной дошкольной образовательной организации;

- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

- копию лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования;

2) до 30 января соответствующего финансового года:

- форму федерального статистического наблюдения 85-к за отчетный период;

- справку из обслуживающего банка о реквизитах расчетного счета.

В соответствии с пунктом 7 Порядка N 16-п, объем субсидии, предоставляемой частной дошкольной образовательной организации, определяется в соответствии с нормативами на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, установленными Правительством Челябинской области, и численностью воспитанников по данным федерального статистического наблюдения за отчетный период.

Предоставление субсидий частным дошкольным образовательным организациям осуществляется Уполномоченным органом в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в ведомственной структуре расходов бюджета города Челябинска на очередной финансовый год и плановый период (п. 8 Порядка N 16-п).

Субсидия предоставляется на основании договора (далее - договор), заключаемого Уполномоченным органом с получателем субсидии за счет средств, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на очередной финансовый год (п. 9 Порядка N 16-п)

Уполномоченный орган осуществляет контроль целевого использования субсидий, выполнения частной дошкольной образовательной организацией показателей, установленных договором (п. 14 Порядка N 16-п).

В случае установления факта нарушения получателем субсидии условий ее предоставления и нецелевого использования, субсидия подлежит возврату на лицевой счет Уполномоченного органа в течение 15 дней с момента получения частной дошкольной образовательной организацией соответствующего уведомления Уполномоченного органа о возврате субсидии (п. 16 Порядка N 16-п).

Ссылаясь в апелляционной жалобе на упомянутые выше положения Порядка N 16-п, Комитет тем не менее не учитывает то обстоятельство, что нарушение данных положений не было вменено заявителю, и не положено в основу для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, исполненного форме письма от 27.10.2016 N 16-03/6422.

Более того, заинтересованным лицом не представлено доказательств отсутствия бюджетных ассигнований в целях предоставления субсидии частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад Колибри".

В этой связи, применительно к нормам ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованным лицом не доказан факт законного и обоснованного отказа учреждению в предоставлении субсидии.

Что же касается фактической мотивацией, послужившей основанием для отказа в предоставлении учреждению субсидии, то в данном случае Комитетом также не представлено доказательств обоснованности принятия решения в форме письма от 27.10.2016 N 16-03/6422.

Как отмечено выше, в настоящем судебном акте, ЧДОУ "Детский сад "Колибри" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.06.2015, соответствующая лицензия получена учреждением 01.08.2016.

Учитывая данное, при любых обстоятельствах является неправомерным отказ в предоставлении субсидии по мотиву "отсутствие в 2015 году лицензии на образовательную деятельность".

Соответственно тот факт, что в 2015 году ЧДОУ "Детский сад "Колибри" находилось в организационной стадии становления, необходимости надлежащей подготовки к осуществлению основного вида экономической деятельности ("Образование дошкольное"), - не является обстоятельством для отказа в предоставлении субсидии в том периоде, когда соответствующая деятельность начала осуществляться (2016 год).

Обратное свидетельствовало бы о неравенстве положения образовательных организаций, при котором вновь созданные образовательные организации лишались бы права на получение субсидий, только на основании того, что ранее ими соответствующая деятельность не осуществлялась.

Форма федерального статистического наблюдения 85-к за 2016 год была представлена учреждением Комитету, имеется в материалах настоящего дела (л.д. 77-80) и подтверждает факт ведения заявителем в 2016 году лицензируемого вида деятельности.

Обратного в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченным органом установлено и не доказано.

Срок обращения в Комитет с заявлением на предоставление субсидии учреждением также не нарушен.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования, заявленные учреждением.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции


постановил:


решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 апреля 2017 года по делу N А76-30628/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитете по делам образования города Челябинска - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.


Председательствующий судья

М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи

А.А.АРЯМОВ

Н.Г.ПЛАКСИНА