Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Суд пришел к выводу о незаконности действий по ликвидации Духовной образовательной религиозной организации высшего образования «Исламский университет имени Шейха Абдула-Афанди» в связи с аннулированием лицензии на образовательную деятельность. Не любые нарушения требований закона даже при условии их доказанности могут служить поводом к ликвидации юридического лица, а только те, последствия от которых являются настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации. Применяя к религиозной образовательной организации такой вид публично-правовой ответственности, как прекращение ее деятельности, суд не разрешил вопроса о том, является ли такая мера соразмерной. В частности, судом не учтен факт обращения религиозной организацией за новой лицензией, а также что все действия университета до подачи иска, принятия решения суда и его вступления в законную силу были направлены на устранение допущенных нарушений и получение новой лицензии. Доказательств, свидетельствующих о том, что после аннулирования лицензии данной организацией осуществлялась какая-либо образовательная деятельность, в деле нет.]


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 января 2017 г. № 20-АПГ16-21

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Духовной образовательной религиозной организации высшего образования "Исламский университет имени Шейха Абдула-Афанди" на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан о ликвидации Духовной образовательной религиозной организации высшего образования "Исламский университет имени Шейха Абдула-Афанди" и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Духовной образовательной религиозной организации высшего образования "Исламский университет имени Шейха Абдула-Афанди" Абдуллаева К.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Духовной образовательной религиозной организации высшего образования "Исламский университет имени Шейха Абдула-Афанди" (далее - религиозная образовательная организация, университет) и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование иска ссылалось на то, что данная религиозная образовательная организация в нарушение законодательства Российской Федерации осуществляет образовательную деятельность при отсутствии необходимой лицензии.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 3 августа 2016 года административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе религиозной образовательной организации ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, Главным управлением Федеральной регистрационной службы Республики Дагестан 3 марта 2006 года зарегистрирована Духовная образовательная религиозная организация высшего образования "Исламский университет имени Шейха Абдула-Афанди", о чем выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Республики Дагестан от 20 февраля 2015 года удовлетворено заявление Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об аннулировании выданной религиозной образовательной организации лицензии серии <...> от 30 ноября 2011 года на право осуществления образовательной деятельности.

Разрешая дело и удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что осуществление административным ответчиком образовательной деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, то есть в нарушение требований Федеральных законов от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", является основанием для ликвидации религиозной образовательной организации.

Действительно, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Вместе с тем, с выводами суда о необходимости ликвидации религиозной образовательной организации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может, исходя из следующего.

Конституция Российской Федерации обязывает граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; каждый имеет право на образование (часть 2 статьи 15, статья 28, часть 1 статьи 43).

Отношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Согласно пункту 1 статьи 19 названного Федерального закона централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) в силу требований подпункта 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет его ликвидацию.

Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, нарушение требований закона даже при условии его доказанности само по себе не является безусловным основанием для ликвидации юридического лица.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П, следует, что, нарушения закона должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, не любые нарушения требований закона даже при условии их доказанности могут служить поводом к ликвидации юридического лица, а только те, последствия от которых являются настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации.

Применяя к религиозной образовательной организации такой вид публично-правовой ответственности, как прекращение ее деятельности, суд не разрешил вопроса о том, является ли такая мера соразмерной.

Как следует из материалов дела, 3 июня 2016 года в Верховный Суд Республики Дагестан поступил иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан о ликвидации религиозной образовательной организации, который был принят к производству суда, дело назначено к судебному разбирательству на 4 июля 2016 года.

4 июля 2016 года от административного ответчика поступило ходатайство об отложении дела в связи с представлением в Рособрнадзор пакета документов, необходимого для получения новой лицензии, а также ввиду направления 21 мая 2016 года Муфтием Республики Дагестан в уполномоченный орган письма о выдаче административному ответчику лицензии.

Указанное ходатайство 4 июля 2016 года судом удовлетворено, дело отложено на 3 августа 2016 года.

3 августа 2016 года в ходе рассмотрения дела представителем религиозной образовательной организации было заявлено ходатайство об отложении дела или о приостановлении производства по делу в связи с оформлением и получением лицензии в ближайшее время. Данное ходатайство определением суда оставлено без удовлетворения, дело рассмотрено по существу с вынесением решения об удовлетворении иска и ликвидации университета.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, все действия университета до подачи иска, принятия решения суда и его вступления в законную силу были направлены на устранение допущенных нарушений и получение новой лицензии. Доказательств, свидетельствующих о том, что после аннулирования лицензии данной организацией осуществлялась какая-либо образовательная деятельность, в деле нет. Однако данные обстоятельства суд оставил без внимания, ограничившись лишь формальным основанием для ликвидации организации.

На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции приказом Рособрнадзора от 10 января 2017 года № 11 Духовной образовательной религиозной организации высшего образования "Исламский университет имени Шейха Абдула-Афанди" предоставлена лицензия на осуществление образовательной деятельности.

При таких обстоятельствах, когда основания к ликвидации религиозной образовательной организации до вступления решения суда в законную силу устранены, Судебная коллегия считает, что такое решение подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 августа 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан о ликвидации Духовной образовательной религиозной организации высшего образования "Исламский университет имени Шейха Абдула-Афанди" и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.