Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Решения о передаче имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия собственника имущества. Спорный объект недвижимого имущества использовался школой, поэтому суд пришел к выводу, что спорный объект хотя и не был учтен при разграничении государственной собственности на имущество, подлежал передаче из муниципальной собственности в собственность субъекта федерации]


ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2014 г. по делу N А51-22877/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 06 мая 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.Б. Култышева,

судей А.В. Ветошкевич, С.М. Синициной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Владивостока,

апелляционное производство N 05АП-4687/2014

на решение от 20.02.2014

судьи О.А. Жестилевской

по делу N А51-22877/2013 Арбитражного суда Приморского края

по иску Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)

к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955),

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление муниципальной собственности г. Владивостока, Краевое государственное казенное специальное (коррекционного) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад II вида", КГКС (коррекционного) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 2",

о признании права собственности

при участии:

от истца: ведущий консультант Подольский А.С. - удостоверение, доверенность от 23.12.2013 сроком действия до 31.12.2014 со специальными полномочиями

от ответчика, третьих лиц - представители не явились


установил:

Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации г. Владивостока о признании права собственности Приморского края на нежилое здание, наименование: здание - мастерские, условный номер 25-25-01/072/2012-467, адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нестерова, д. 13, площадью 180,1 кв. м, инвентарный N 05:401:002:000205500:0002.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация г. Владивостока обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2014 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что спорное здание в реестре муниципального имущества не значилось, муниципальное образование г. Владивосток никогда не являлось правообладателем спорного здания.

В судебном заседании представитель истца по доводам апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Ответчик, третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.

Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, решением от 19.04.2007 N 318 Дума города Владивостока утвердила перечень муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края, содержащий сведения, в том числе, о Муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2, VII вида города Владивостока" и нежилых помещениях площадью 1026 кв. м по ул. Нестерова, д. 13.

Распоряжением Департамента имущественных отношений Приморского края от 11.07.2007 N 407-р указанное образовательное учреждение принято в государственную собственность Приморского края.

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2, VII вида города Владивостока". Нежилые помещения площадью 1026 кв. м по ул. Нестерова, д. 13 приняты в государственную собственность Приморского края по передаточному акту от 14.09.2007.

На основании приказа от 16.06.2011 N 65/1 комиссией Краевого государственного унитарного предприятия "Госнедвижимость" проведена инвентаризация вновь выявленного имущества, по результатам которой составлен акт N 1 от 17.06.2011 о результатах инвентаризации здания мастерских, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Нестерова, 13, согласно которому в результате инвентаризации выявлено, что 1-этажное здание мастерских с цоколем расположено на земельном участке, выделенном под здание - школа интернат N 2 (лит.А) на расстоянии 10 м на восток от него. В цоколе находятся два гаражных бокса. Указанное имущество на балансе КГУП "Госнедвижимость" не стоит, документы на него отсутствуют. Площадь застройки примерно 100 кв. м

28.07.2011 Отделением N 1 филиала по Приморскому краю ФГУП Российский государственный центр инвентаризации и учета недвижимости-Федеральное БТИ" подготовлен технический паспорт здания - мастерские, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Нестерова, д. 13, литера Б, инвентарный номер 05:401:002:000205500:0002, 1961 года постройки, площадью 180,1 кв. м.

Распоряжением Департамента имущественных отношений Приморского края от 11.04.2012 N 221-р объект недвижимого имущества здание - мастерские (лит.Б), расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нестерова, д. 13, внесен в реестр собственности Приморского края.

Истец обращался в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, выявленный в результате инвентаризации. Однако, сообщением от 12.07.2012 Росреестр отказал истцу в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества в связи с не предоставлением документа, подтверждающего возникновение (наличие) права собственности Приморского края на данный объект в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с данным отказом, истец обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением об оспаривании указанного решения об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества.

Однако вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 24.01.2013 по делу N А51-24390/2012 в удовлетворении требований заявления Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее Управление), изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 12.07.2012 N 01/077/1912-467, в государственной регистрации права собственности Приморского края на объект - здание мастерские, назначение: нежилое, цокольный, 1 - этажный, общая площадь 180,1 кв. м, лит. Б, расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нестерова, д. 13, (далее Объект); об обязании Управления зарегистрировать право собственности Приморского края на спорный объект, отказано.

Из уведомления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от 20.08.2012 следует, что сведений об объекте учета - здании - мастерские (Лит.Б), расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Нестерова, 13. в реестре федерального имущества не значится.

Согласно уведомлению Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 21.08.2012 в реестре муниципальной собственности здание - мастерские (лит.Б), расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Нестерова, д. 13, не значится.

Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 22.08.2012 сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: нежилое здание - мастерские, условный номер 25-25-01/072/2012-467, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нестерова, д. 13, площадью 180,1 кв. м, инвентарный номер 05:401:002:000205500:0002 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Приморскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом социального обеспечения, общей площадью 3570 кв. м, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание-школа-интернат N 2. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нестерова, д. 13. кадастровый номер 25:28:030016:3630, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.11.2013 25-АВ 128087.

Согласно выводам заключения кадастрового инженера ООО "Мегаполис" Бурьян Д.Н. здания: здание-школа-интернат N 2 (лит.А) и здание мастерские (лит.Б), расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Нестерова, 13, находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030016:3630.

На основании изложенного, принимая во внимание, что имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Приморского края от 24.01.2013 по делу N А51-24390/2012, полагая, что единственным способом восстановления нарушенного права является предъявление иска о признании права собственности на спорный объект недвижимого имущества, истец обратился в арбитражный суд Приморского края с настоящим исковым заявлением.

Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции счел требования обоснованными и удовлетворил их.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно подпункту 13.1 пункта 13 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов РФ в случае:

если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами РФ, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

Решения о передаче имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса РФ, а также иного имущества.

Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела (решением от 19.04.2007 N 318 Думы города Владивостока, распоряжением Департамента имущественных отношений Приморского края от 11.07.2007 N 407-р, передаточным актом от 14.09.2007, распоряжением Департамента имущественных отношений Приморского края от 11.04.2012 N 221-р) Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2, VII вида города Владивостока", а также нежилые помещения площадью 1026 кв. м по ул. Нестерова, д. 13 переданы из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорный объект недвижимого имущества нежилое здание - мастерские общей площадью 180,1 кв. м (лит.Б), инвентарный N 05:401:002:000205500:0002, расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нестерова, д. 13 не был напрямую учтен при разграничении государственной собственности на имущество в вышеуказанном порядке.

Вместе с тем, принимая во внимание данные в судебном заседании 27.01.2014 директором КГКС (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат N 2" Корниенко Е.А. пояснения о том, что спорный объект недвижимого имущества использовался школой, что также подтверждается представленным в материалы дела государственным контрактом N 4608-В на поставку тепловой энергии в горячей воде (для организаций федерального и краевого бюджета) от 26.01.2009, согласно приложению N 1 к которому в списке помещений ГОУ Владивостокской КШИ N 2, обеспечиваемых тепловой энергией, значатся мастерские, суд приходит к выводу о том, что спорный объект хотя и не был учтен при разграничении государственной собственности на имущество, подлежал передаче из муниципальной собственности в собственность субъекта федерации в составе нежилых помещениях площадью 1026 кв. м по ул. Нестерова, д. 13 в порядке, предусмотренном ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

На основании изложенного, учитывая направленность воли сторон на передачу из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2, VII вида города Владивостока" как комплекса зданий, принимая во внимание, что в реестрах муниципальной и федеральной собственности здание - мастерские (лит.Б), расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Нестерова, д. 13, не значится, сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных исковых требований, в связи с чем последние подлежали удовлетворению в полном объеме.

Указанный способ защиты права непосредственно направлен на устранение правовой неопределенности в части принадлежности права собственности на спорное имущество, препятствующей надлежащему включению спорного имущества в гражданский оборот. При ином подходе истец, фактически принявший имущество в составе имущественного комплекса образовательного учреждения, оказался бы лишенным возможности беспрепятственного осуществления всей полноты правомочий собственника имущества, включая надлежащее несение бремени и обязанностей собственника.

Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд


постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2014 по делу N А51-22877/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.Б.КУЛТЫШЕВ

Судьи

А.В.ВЕТОШКЕВИЧ

С.М.СИНИЦЫНА