Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[В силу закона субъектам РФ в сфере образования переданы полномочия по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих такую деятельность на территории субъекта РФ. Таким образом, в случае если образовательная организация имеет филиал в ином субъекте РФ заявление о переоформлении лицензии должно быть подано по месту нахождения филиала, а не головной организации.]



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2016 г. по делу N А56-58272/2015

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от Автономной некоммерческой образовательной организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" директора Ярухина О.В. (решение учредителя от 14.12.2015 N 1) и адвоката Перекислова В.Е. (доверенность от 28.12.2015), от Комитета по образованию Роговцевой Е.Н. (доверенность от 13.08.2015 N 65/д), рассмотрев 13.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Автономной некоммерческой образовательной организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2015 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А56-58272/2015,

 

установил:

 

Автономная некоммерческая частная образовательная организация среднего профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" (в настоящее время - Автономная некоммерческая образовательная организация профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж"; изменения зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц 09.12.2015), место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, 7-я Красноармейская улица, дом 26, литера "Б", ОГРН 1037800006276, ИНН 780215324781 (далее - Организация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения (уведомления) Комитета по образованию, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, переулок Антоненко, дом 8, ОГРН 1027810356485, ИНН 7830002053 (далее - Комитет), от 05.05.2015 N 03-18-1523/15-0-1 о возврате документов, поданных с целью переоформления лицензии на право осуществления образовательной деятельности филиала Организации в городе Каспийске Республики Дагестан.

Заявитель также просил суд восстановить нарушенные права и законные интересы Организации путем отмены оспариваемого решения (уведомления) Комитета и обязания принять к рассмотрению документы для переоформления лицензии.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016, в удовлетворении заявления Организации отказано.

В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на нарушение (неправильное применение) судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ущемление интересов заявителя, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Организации. Податель жалобы считает, что судами не применены нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и неправильно истолкованы нормы права об образовании и лицензировании, в связи с чем суды пришли к неправильным выводам и приняли незаконные и необоснованные судебные акты.

В судебном заседании представители Организации поддержали доводы жалобы, а представитель Комитета просил отказать в удовлетворении жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 и частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) Комитет уведомлением от 05.05.2015 N 03-18-1523/15-0-1 возвратил заявление и комплект документов, представленные 05.05.2015 Организацией в лицензирующий орган для переоформления лицензии на право осуществления образовательной деятельности в филиале Организации, созданном в установленном порядке в городе Каспийске Республики Дагестан.

Основанием для отказа в переоформлении лицензии Комитет указал то, что лицензирование образовательной деятельности филиала Организации в городе Каспийске Республики Дагестан в соответствии с Законом N 273-ФЗ не отнесено к компетенции Комитета. Этим же уведомлением Комитет разъяснил, что субъектам Российской Федерации в сфере образования переданы полномочия по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих такую деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Полагая, что отказом Комитета в переоформлении лицензии нарушаются ее права и законные интересы, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения заявления Организации и решением от 08.12.2015 в удовлетворении заявленных Организацией требований отказал.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и постановлением от 12.04.2016 оставил решение от 08.12.2015 без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).

В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) указанным Законом регулируются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензированием является деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с вышеуказанным Законом, а также в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.

Определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 5 Закона N 99-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Из содержания Закона N 273-ФЗ следует, что в зависимости от основания переоформления лицензии она переоформляется полностью или в части соответствующего приложения (часть 6 статьи 91).

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Частью 3 статьи 91 Закона N 273-ФЗ закреплены полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление переданного Российской Федерацией полномочия в сфере образования - лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Закона) в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 данного Закона.


 


КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 4 статьи 91 Закона N 273-ФЗ, а не Закона N 27-ФЗ.


 


Согласно части 4 статьи 91 Закона N 27-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Доводы Организации, изложенные в кассационной жалобе, по сути сводятся к нарушению интересов заявителя в отношении его намерения переоформить действующую лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную ранее Комитетом, а не получить новую - по месту нахождения филиала Организации, осуществляющего такую деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации.

До 01.09.2013 на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1).

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 указанного Закона лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, были отнесены к полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 225 "О Комитете по образованию" утверждено "Положение о Комитете по образованию" (далее - Положение N 225). В соответствии с пунктом 3.22 названного Положения Комитет был наделен полномочиями проводить в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации лицензирование образовательной деятельности.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 28 внесены изменения в Положение N 225: Комитет был наделен полномочиями: "проводить лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, дополнительного образования к общему образованию, профессиональной подготовки, начального профессионального образования, среднего профессионального образования педагогического профиля, за исключением указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений".

Для реализации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных органам государственной власти Санкт-Петербурга, 08.07.2011 Губернатором Санкт-Петербурга принято Постановление N 37-пг "Об утверждении административных регламентов Комитета по образованию" (утратившее силу с 24.01.2014), которым утвержден административный регламент Комитета по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

Также до 06.11.2013 действовало "Положение о лицензировании образовательной деятельности", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174 (далее - Положение N 174), в соответствии с которым орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - лицензирующий орган субъекта Российской Федерации), был наделен полномочием осуществлять лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 28.1 Закона N 3266-1 (то есть, образовательных учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Положения N 174 лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой в филиале организации, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществлялось лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, к компетенции которого отнесено лицензирование образовательной деятельности этой организации.

Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами, в период до 01.09.2013 Комитет осуществлял лицензирование образовательной деятельности в филиале организации, расположенном на территории других субъектов Российской Федерации в случае, если юридическое лицо имело лицензию на осуществление образовательной деятельности, предоставленную Комитетом.

Однако с 01.09.2013 вопросы лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации регламентируются статьей 91 Закона N 273-ФЗ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Закона N 273-ФЗ (в редакции, действующей в исследуемом периоде) органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", принятым в соответствии с Законом N 99-ФЗ, утверждено "Положение о лицензировании образовательной деятельности" (далее - Положение N 966), подпунктом "б" пункта 2 которого предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, осуществляют лицензирование в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

С целью приведения полномочий Комитета в соответствие с Законами N 273-ФЗ и N 99-ФЗ Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 11.12.2013 N 972 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 225".

Пункт 3.22 Положения N 225 изложен в новой редакции: в соответствии с внесенным изменением "Комитет проводит лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Санкт-Петербурга" (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи Закона N 273-ФЗ).

Названное постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 972 является действующим нормативным правовым актом, в судах не оспаривалось, и подлежит применению на территории Санкт-Петербурга, поскольку иное заявителем не доказано.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 N 244 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности" (зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2015 за N 38014) утвержден названный Административный регламент, в соответствии с пунктом 2 которого заявителями на предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели осуществляющие образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время порядок лицензирования образовательной деятельности в Российской Федерации регламентируется Законом N 99-ФЗ, статьей 91 Закона N 273-ФЗ, Положением N 966.

Пунктом 10 Положения N 966 установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, а также необходимые документы (копии документов) и сведения, в том числе копию положения о филиале, если соискатель намерен осуществлять в нем образовательную деятельность (подпункт "с" пункта 10 Положения N 966).

Лицензия переоформляется в случае если лицензиат намерен осуществлять лицензируемую деятельность в филиале, не указанном в лицензии (пункт 16 Положения N 966). В заявлении о переоформлении лицензии указываются места осуществления образовательной деятельности, планируемые к реализации образовательные программы, а также представляются документы (копии документов) и сведения, указанные в пункте 16 названного Положения.

Для переоформления лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 3 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).

Частью 4 статьи 91 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются, в числе прочего адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения такого филиала.

Исходя из совокупности и системной оценке названных действующих правовых норм, следует, что при намерении осуществлять образовательную деятельность в филиале, расположенном на территории Санкт-Петербурга, организация, имеющая лицензию, выданную Комитетом, представляет заявление о переоформлении лицензии в Комитет, на основании данного заявления лицензирующий орган оформляет по филиалу приложение к ранее выданной лицензии. При намерении организации осуществлять образовательную деятельность в филиале, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации, организация вправе обратиться с заявлением о предоставлении лицензии в лицензирующий орган соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям лицензирующих органов относится, в том числе полномочие на утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов.

Однако Положением N 966 лицензирующему органу субъекта Российской Федерации, к компетенции которого отнесено лицензирование образовательной деятельности головной организации, не предоставлено право на осуществление лицензирования деятельности, осуществляемой филиалом организации, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации.

Таким образом, применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям сторон и исходя из положений действующих норм права, лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой филиалом Организации, расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации (в городе Каспийске Республики Дагестан) Комитет производить не вправе.

Такая же правовая позиция относительно лицензирования образовательной деятельности на территории субъекта Российской Федерации субъектом Российской Федерации указана в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2015 N 74-АПГ15-11, которым предусмотрено, что "частью 3 статьи 91 Закона об образовании закреплены полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление переданного Российской Федерацией полномочия в сфере образования - лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Закона) в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 данного Закона.

В подпункте "б" пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" во исполнение требований Закона о лицензировании, указано на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, осуществляют лицензирование в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации".

В силу пункта 12 статьи 91 Закона N 273-ФЗ лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" не вправе реализовывать;

3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

В силу пункта 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В данном случае Комитет правомерно на основании подпункта 1 пункта 12 статьи 91 Закона N 273-ФЗ принял решение о возврате Организации заявления и прилагаемых к нему документов, обосновав в уведомлении от 05.05.2015 N 03-18-1523/15-0-1 основания такого возврата.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

При подаче жалобы Организацией излишне уплачена государственная пошлина в размере 1500 руб. по платежному поручению от 27.05.2016 N 10.

Сумма государственной пошлины в указанном размере подлежит возврату плательщику из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 (пункт 1 часть 1) Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по делу N А56-58272/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Автономной некоммерческой образовательной организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" - без удовлетворения.

Возвратить Автономной некоммерческой образовательной организации профессионального образования "Санкт-Петербургский полицейский колледж" (место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, 7-я Красноармейская улица, дом 26, литера "Б", ОГРН 1037800006276, ИНН 780215324781) из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе по платежному поручению от 27.05.2016 N 10.

 

Председательствующий

А.В.АСМЫКОВИЧ

 

Судьи

А.Г.КУДИН

И.Г.САВИЦКАЯ