Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Прокурор обратился в суд с требованием обязать ДОУ принять меры по обеспечению медицинского обслуживания воспитанников с включением в штат учреждения медицинского работника. Суд определил, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно создать для этого необходимые условия, в том числе предоставить помещение. Обязанность включить в штат медицинского работника у образовательного учреждения отсутствует].


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 декабря 2016 г. N 56-КГ16-36


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Надеждинского муниципального района Приморского края на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 16 сентября 2015 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 декабря 2015 года по делу по заявлению прокурора Надеждинского района о возложении обязанности на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 10 поселка Оленевод Надеждинского района" и администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что судебные акты подлежат отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:


прокурор Надеждинского района обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 10 поселка Оленевод Надеждинского района" принять меры по обеспечению медицинского обслуживания воспитанников данного учреждения в рамках имеющейся лицензии в полном объеме с включением в штат этого учреждения медицинского работника.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что указанное учреждение имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, медицинский кабинет и необходимое для предоставления медицинских услуг оборудование, однако в штате этого учреждения нет медицинского работника, в связи с чем, медицинская помощь воспитанникам учреждения не оказывается, и санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия в нем не проводятся, что негативно сказывается на здоровье детей и нарушает их право на охрану здоровья.

Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 16 сентября 2015 года заявление удовлетворено: на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 10 поселка Оленевод Надеждинского района" возложена обязанность принять меры по обеспечению медицинского обслуживания воспитанников данного учреждения в рамках имеющейся лицензии в полном объеме с включением в штат этого учреждения медицинского работника.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 декабря 2015 года указанное решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация Надеждинского муниципального района Приморского края просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2016 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему выводу.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие существенные нарушения норм материального права при рассмотрении и разрешении настоящего дела допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что медицинское обслуживание воспитанников, за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляется самим образовательным учреждением.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом не согласна, поскольку он основан на неверном толковании положений статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 41 данного федерального закона (в редакции, действующей в день принятия обжалуемого решения суда) охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Согласно части 2 статьи 32 и частям 1 - 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Из приведенных норм следует, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно создать для этого необходимые условия, в том числе предоставить помещение.

Как следует из материалов дела, во исполнение требований федерального закона и постановления администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, которым предписано, среди прочего, перевести медицинских работников из образовательных учреждений в муниципальное учреждение здравоохранения "Надеждинская центральная районная больница", между муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 10 поселка Оленевод Надеждинского района" и названной больницей заключен договор безвозмездного пользования принадлежащим образовательному учреждению медицинским кабинетом.

Таким образом, муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 10 поселка Оленевод Надеждинского района" меры, направленные на охрану здоровья воспитанников, приняты, условия для осуществления работниками медицинского учреждения медицинского обслуживания воспитанников созданы, в связи с чем, обязанность включить в штат медицинского работника у образовательного учреждения отсутствует.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, поэтому данные акты подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:


решение Надеждинского районного суда Приморского края от 16 сентября 2015 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 декабря 2015 года отменить;

принять новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Надеждинского района о возложении обязанности на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 10 поселка Оленевод Надеждинского района" и администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края отказать.