ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета]"


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 августа 2005 года Дело N А28-21107/2004-649/19


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Каширской Н.А., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Кировской области, г. Киров, на решение от 06.05.2005 по делу N А28-21107 - 2004-649 - 19 Арбитражного суда Кировской области, принятое судьей Киселевой Т.В., по иску Куменского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства, п. Кумены Кировской области, к Куменскому государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 45", п. Кумены Кировской области, о взыскании 686440 рублей 52 копеек и


УСТАНОВИЛ:

Куменское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее МП ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Куменскому государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 45" (далее - Лицей) о возмещении 686440 рублей 52 копеек затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам лицея за период с апреля 2003 года по август 2004 года.

Определениями от 28.02.2005 и от 29.03.2005 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены субъект Российской Федерации "Кировская область" в лице департамента финансов по Кировской области и Министерство финансов Российской Федерации.

До принятия решения истец в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил размер исковых требований, заявил об отказе от иска к Лицею и субъекту Российской Федерации "Кировская область" и просил взыскать 686373 рубля 52 копейки убытков за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Решением от 06.05.2005 суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны 686373 рубля 52 копейки. В отношении Куменского государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 45" и субъекта Российской Федерации "Кировская область" в лице департамента финансов по Кировской области производство по делу прекратил.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение ввиду неправильного применения статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказать истцу в удовлетворении иска.

По мнению заявителя, истец не представил доказательств наличия вины ответчика, противоправных действий с его стороны и причинной связи между возникшим вредом и действиями Министерства финансов Российской Федерации. При этом податель жалобы указывает, что обязательства по исполнению Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" выполнены им в полном объеме.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Законность решение от 06.05.2005 Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МП ЖКХ в период с апреля 2003 года по август 2004 года предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и работающим в Лицее. Невозмещенные расходы истца по предоставлению льгот составили 686373 рубля 52 копейки, что подтверждено представленными в дело доказательствами, не оспоренными ответчиком.

На основании пункта 10 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.08.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и рабочих поселках, должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.

В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса Российской Федерации специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Финансирование Лицея производится за счет федерального бюджета. Законом не определен порядок компенсации расходов предприятий и организаций, оказывающих льготные услуги квалифицированным работникам, проживающим в сельской местности и работающим в учреждениях, финансируемых за счет федерального бюджета.

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Законом Российской Федерации N 176-ФЗ от 24.12.2002 "О федеральном бюджете на 2003 год" Министерству образования Российской Федерации выделены ассигнования в сумме 21152764,1 тысячи рублей, а в соответствии с Законом Российской Федерации N 186-ФЗ от 23.12.2003 "О федеральном бюджете на 2004 год" - 23928358,1 тысячи рублей.

Как следует из представленных реестров финансирования, Куменскому ГОУ "НПО ПЛ N 45" для оплаты льгот по коммунальным услугам было выделено в 2003 году 148873 рубля, которые были перечислены истцу. Согласно реестрам финансирования на 2004 год денежные средства профессиональному лицею N 45 не выделялись.

Таким образом, Министерство финансов РФ не приняло надлежащих мер для финансирования предусмотренных законодателем льгот в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов истца, понесенных в результате предоставления льгот, установленных федеральным законодательством, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного суд округа отклонил доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривался, так как заявитель освобожден от ее уплаты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа


ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.05.2005 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-21107/2004-649/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Кировской области, г. Киров, - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий

СИНЯКИНА Т.В.

Судьи

КАШИРСКАЯ Н.А.

ТЕРЕШИНА Н.М.