Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Суд признал необоснованным требование о финансировании из бюджета субъекта РФ дополнительных расходов местного бюджета, связанных с предоставлением компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. Дополнительные затраты органов местного самоуправления по содержанию штата сотрудников сектора компенсационных выплат (заработная плата, вознаграждение по договорам услуг по проверке и обработке документов), оплата услуг связи, коммунальных услуг и расходов по содержанию помещения, не могут компенсироваться за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета, либо субвенций бюджета субъекта РФ, а должны финансироваться из местного бюджета.]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2010 г. по делу N А12-9586/2009


(извлечение)


Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета социальной политики администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009

по делу N А12-9586/2009

по исковому заявлению комитета социальной политики администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский, к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград, при участии третьего лица: Комитету по образованию администрации Волгоградской области, г. Волгоград, о взыскании убытков в размере 2 341 089 руб. 10 коп.,


установил:

комитет социальной политики администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - комитет социальной политики) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (далее - КБФПиК Волгоградской области, комитет бюджетно-финансовой политики) о взыскании 2 341 089 руб. 10 коп. дополнительных расходов, связанных с предоставлением в период 2008 - 2009 г. в соответствии со статьей 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 25.12.2008) (далее - Закон об образовании) компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения.

Исковые требования основаны на положениях статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе об образовании, и мотивированы тем, что финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации является расходным обязательством Волгоградской области, однако, несмотря на поступление из областного бюджета субвенции на выплату компенсации родителям части родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных учреждениях, Волгоградская область не возмещает дополнительных расходов по содержанию штата сотрудников сектора компенсационных выплат, созданного муниципальным образованием (заработная плата, вознаграждение по договорам услуг по проверке и обработке документов), оплата услуг связи, коммунальных услуг и расходов по содержанию помещения.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по образованию администрации Волгоградской области (далее - Комитет по образованию).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2009 в иске отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 решение суда оставлено без изменения.

Судебные инстанции исходили из того, что в соответствии со статьей 52.2 Закона об образовании и принятого в развитие него Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 973 "О порядке и условиях предоставления в 2008 - 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" (далее - Правила предоставления и Методика распределения субсидий) Волгоградская область выполнила обязательства, связанные с предоставлением компенсации, части родительской платы. Учитывая, что требования органа муниципального образования связаны только с возмещением дополнительных расходов по содержанию штата сотрудников, созданного сектора компенсационных выплат, а также имущества, принадлежащего публично-правовому образованию г. Волжский, иск удовлетворению не подлежит.

В кассационной жалобе Комитета социальной политики, выступающего от имени муниципального образования, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства, в частности в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, названные органы имеют право на финансовое возмещение обеспечения государственных полномочий.

Комитет по образованию в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения, указывая на то, что вопросы содержания нежилого помещения для сотрудников, созданного муниципальным образованием сектора компенсационных выплат, не могут возмещаться за счет средств областного бюджета, кроме этого расходы, связанные с доставкой компенсации до получателей, возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 846.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, для осуществления полномочий по выплате компенсации родителям (законным представителям) части родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в Комитете социальной политики создан сектор компенсационных выплат, для размещения которого на основании приказа Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - г. Волжский от 11.07.2007 N 168 передано в оперативное управление нежилое помещение по адресу: г. Волжский, ул. Коммунистическая, д. 25А.

Поскольку финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, в соответствии со статьей 52.2 Закона об образовании, действующей в период спорных правоотношений в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" является расходным обязательством субъектов Российской Федерации с обеспечением финансирования указанных расходов Российской Федерации, орган муниципального образования обратился с настоящим иском к КБФПиК Волгоградской области о возмещении дополнительных расходов, возникших вследствие наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по выплате компенсаций.

Содержащиеся в судебных актах выводы, относительно того, что дополнительные расходы на содержание зданий и коммунальных услуг не могут возмещаться за счет субвенций, выделяемых на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в общеобразовательных организациях, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.

На основании пункта 3 статьи 52.2 Закона об образовании финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация до 01.01.2010 обеспечивала софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов субвенции.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 973 утверждены Правила предоставления в 2008 - 2009 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации и Методика определения размера субсидий и распределения субсидий на 2008 год между субъектами Российской Федерации на выплату компенсаций, которые составили для Волгоградской области в 2008 году - 81 036,5 тыс. руб., в 2009 году - 99 881,1 тыс. руб.

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" установлено, что размер субсидий, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 52.2 Закона об образовании на выплату компенсации части родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2008 год и последующие годы определяются путем увеличения размера субсидий, установленных на 2007 год, на прогнозный уровень инфляции.

В порядке установленном Законом Волгоградской области от 01.11.2007 N 1536-08 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях" и постановлении Главы администрации Волгоградской области от 11.08.2008 N 58-Н "Об утверждении Порядка расходования в 2008 - 2010 года средств областного бюджета, полученных в виде субсидии из федерального бюджета на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка, за счет средств федерального и областного бюджета" расходы на выплату компенсации за содержание ребенка в муниципальных учреждениях Волгоградской области были возмещены в полном объеме.

Поступление за период с 2008 - 2009 г. субвенции на выплату компенсаций, подтверждающих материалами дела, и признано уполномоченным органом муниципального образования, которым является - Комитет социальной политики.

Анализ названных нормативных актов, регулирующих порядок и основания для финансирования общеобразовательной программы дополнительного образования, а также объем денежных средств, формируемый в бюджетах Российской Федерации и субъектах Российской Федерации на период 2008 - 2009 г. позволяет сделать вывод, что дополнительные затраты органов местного самоуправления, связанные с содержанием имущества и коммунальных услуг, не могут компенсироваться за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета либо субвенции бюджета Волгоградской области.

Правомерно учтены судебными инстанциями и требования пункта 13 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции изменений от 15.12.2008) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), согласно которого к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях решения вопросов по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные учреждения (пункт 1 статьи 17 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится и обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления в сфере образования закреплены и в статье 31 Закона об образовании.

При таких обстоятельствах, поскольку расходы, связанные с содержанием имущества и оплатой коммунальных услуг не должны обеспечиваться субвенциями бюджета субъекта, имеющих целевое назначение, эти расходы должны финансироваться из местного бюджета.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2007 N 12-02-15/1968 и от 04.09.2007 N 12-02-15/4796 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 846" определено, что расходы, связанные с доставкой компенсации до получателя через финансово-кредитные учреждения и отделения федеральной почтовой связи, должны выплачиваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В целях исполнения установленного порядка и условий предоставления субсидий, действующих в период 2008 - 2009 г., между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) и Комитетом по образованию заключен государственный контракт от 30.04.2008 N 11000060 по зачислению денежных средств, ежеквартальных выплат компенсации родителям части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных учреждениях, при этом выплата физическим лицам денежных сумм производится в отделениях федерального государственного унитарного предприятия "Почта Российской Федерации", на условиях договоров от 15.04.2008 N 34.13-07/8-3218 и от 01.01.2009 N 34.13-07/9-3920, заключенного с органом государственной власти Волгоградской области.

Данные обстоятельства также исключают правомерность требований Комитета социальной политики о взыскании дополнительных расходов с Волгоградской области, возникших у муниципального образования, при осуществлении полномочий по выплате соответствующих компенсаций.

При таких обстоятельствах оснований для возмещения затрат по содержанию нежилых помещений, коммунальных платежей, и заработной платы сотрудников Комитета социальной политики за счет средств бюджета Волгоградской области, не имеется.

По существу доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств спора, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа


постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу N А12-9586/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.