Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Заявление о признании части 1 п. 2 постановления Кабинета Министров РТ "О мерах по совершенствованию организации питания учащихся в образовательных учреждениях РТ" от 09.09.1999 № 589 удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемое постановление сужает число учащихся, которым должно быть обеспечено бесплатное питание, по сравнению с федеральным законодательством].


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 ноября 2000 года

Дело № 11-Г00-22

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:


председательствующего Кнышева В.П.,

судей Александрова Д.П.,

Харланова А.В.


рассмотрела в судебном заседании от 10 ноября 2000 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан (РТ) о признании части 1 п. 2 постановления Кабинета Министров РТ № 589 от 9 сентября 1999 года "О мерах по совершенствованию организации питания учащихся в образовательных учреждениях РТ" противоречащей федеральному законодательству по кассационной жалобе Кабинета Министров РТ на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 сентября 2000 года, которым положения части 1 пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 589 от 9 сентября 1999 года признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.

Заслушав доклад судьи Д.П. Александрова, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:


прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд РТ с указанным выше заявлением, в обоснование которого указал на то, что положения части 1 п. 2 постановления Кабинета Министров РТ № 589 от 9 сентября 1999 года не соответствуют Федеральному закону "Об образовании" № 12-ФЗ от 13 января 1996 года.

Верховный Суд РТ вынес указанное выше решение, которое обжалует Кабинет Министров Республики Татарстан.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и указывается на то, что данное постановление принято в соответствии с Законом Республики Татарстан № 1038 от 12 февраля 1997 года "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а решение судебной коллегии Верховного Суда РТ - подлежащим оставлению без изменения.

Общие вопросы воспитания, образования, социальная защита, защита детства отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которым является Республика Татарстан (ст. 72 ч. 1 п. п. "е" и "ж" Конституции РФ).

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст. 76 ч. 2 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ст. 76 ч. 5 Конституции РФ).

Учащиеся государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с действующими нормативами обеспечиваются льготным и бесплатным питанием.

Другим Федеральным законом № 107-ФЗ от 1 августа 1996 года "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" предусмотрена выдача компенсационных выплат на питание всем учащимся, за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении.

Постановление Кабинета Министров РТ в оспариваемой части предусматривает обеспечение организации питания учащихся государственных общеобразовательных учреждений только из семей, в которых средний совокупный доход на члена семьи не превышает 600 рублей в месяц, за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Таким образом, оспариваемое постановление Кабинета Министров РТ сужает число учащихся, которым должно быть обеспечено бесплатное питание, по сравнению с приведенными выше федеральными законами.

Суд первой инстанции с учетом установленных фактических обстоятельств и приведенных статей Конституции Российской Федерации сделал правильный вывод о несоответствии обжалуемых положений постановления Кабинета Министров РТ положениям Федерального законодательства, в связи с чем такие положения признал противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.

Поскольку противоречит федеральному законодательству не закон субъекта РФ, а нормативный правовой акт субъекта РФ, то он не подлежит применению с момента его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 304, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:


решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ от 13 сентября 2000 года оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения указанием о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 589 от 9 сентября 1999 года в части установления ограничения выплат на питание по совокупному доходу с момента его издания.

Кассационную жалобу кабинета Министров Республики Татарстан оставить без удовлетворения.