Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[В удовлетворении заявления о признании недействующим абз. 2 п. 2 ст. 18 Закона Сахалинской области "Об образовании в Сахалинской области" от 12 октября 1998 отказано правомерно, поскольку предоставление финансовой помощи на подвоз детей на учебу и обратно из населенных пунктов, не имеющих общеобразовательных учреждений, муниципальным образованиям из средств областного бюджета соответствует требованиям федерального законодательства и осуществлено органом государственной власти субъекта РФ в рамках предоставленных ему полномочий]


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 апреля 2006 года

Дело N 64-Г06-6


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Емышевой В.А.,

Еременко Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 2 статьи 18 Закона Сахалинской области от 12 октября 1998 года "Об образовании в Сахалинской области" по кассационному представлению прокурора Сахалинской области на решение Сахалинского областного суда от 26 января 2006 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:

8 октября 1998 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области N 86 "Об образовании в Сахалинской области", который 12 октября 1998 года подписан губернатором Сахалинской области и опубликован в газете "Губернские ведомости", N 132 (596) от 13 октября 1998 года.

Пунктом 2 статьи 18 названного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны организовать подвоз детей на учебу и обратно из населенных пунктов, не имеющих общеобразовательных учреждений, основного и полного (среднего) образования, или организовать для них обучение, проживание и питание за счет собственных средств.

Администрация Сахалинской области в виде финансовой помощи компенсирует муниципальным образованиям расходы на подвоз детей на учебу и обратно из населенных пунктов, не имеющих общеобразовательных учреждений. Размеры финансовой помощи определяются в Законе Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий год (в редакции Закона области от 14.11.2003 N 439).

11 января 2006 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 2 статьи 18 Закона Сахалинской области от 12 октября 1998 года "Об образовании в Сахалинской области" (в редакции Закона области от 14.11.2003 N 439), противоречащим пункту 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании", подпунктам 13, 13.1, 14, 14.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В обоснование своего заявления прокурор указал, что оспариваемой нормой на администрацию Сахалинской области незаконно возложена обязанность компенсировать муниципальным образованиям расходы на подвоз детей на учебу и обратно из населенных пунктов, не имеющих образовательных учреждений, в то время как финансовое обеспечение указанных расходов находится в исключительном ведении органов местного самоуправления.

26 января 2006 года Сахалинским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставит вопрос в кассационном представлении прокурор Сахалинской области. Прокурор полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое положение Закона не противоречит федеральному законодательству.

Оспариваемый Закон Сахалинской области N 86 от 12 октября 1998 г. "Об образовании в Сахалинской области" регулирует правоотношения в области образования.

Общие вопросы образования в соответствии с подпунктом "е" статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Вопросы образования на федеральном уровне урегулированы Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1, пунктом 3 статьи 5 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в ред. 29.12.2004) которого установлено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе - бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договором и соглашением должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), пунктам 13, 13.1, 14, 14.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:

обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;

предоставление начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения.

Проанализировав приведенные нормы федерального законодательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что предоставление финансовой помощи на указанные цели муниципальным образованиям из средств областного бюджета соответствует требованиям федерального законодательства и осуществлено органом государственной власти Сахалинской области в рамках предоставленных ему полномочий.

Доводы прокурора в кассационном представлении о том, что подвоз детей на учебу и обратно из населенных пунктов, не имеющих общеобразовательных учреждений, в перечне полномочий субъектов Российской Федерации отсутствует, основаны на неправильном толковании закона.

Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что федеральным законом разделены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования. Так, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложено финансовое обеспечение образовательного процесса, на органы местного самоуправления - только финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

Иные доводы кассационного представления прокурора фактически воспроизводят доводы заявления прокурора, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в решении суда.

Не находя оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационного представления, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

решение Сахалинского областного суда от 26 января 2006 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Сахалинской области - без удовлетворения.


Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Судьи

В.А.ЕМЫШЕВА

Т.И.ЕРЕМЕНКО