Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Заявление о признании незаконным уведомления об уменьшении лимитов бюджетных обязательств государственного образовательного учреждения удовлетворено правомерно, вследствие недоказанности факта нецелевого использования последним бюджетных средств. Спорные средства были израсходованы по подстатьям КОСГУ 211 "Заработная плата", 212 "Прочие выплаты" и 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" на оплату труда работников в пределах средств фонда оплаты труда.]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2009 г. по делу № А29-3553/2009


(дата изготовления в полном объеме)

Резолютивная часть объявлена 09.12.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Евтеевой М.Ю.,

судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.

при участии представителя

от заинтересованного лица: Елизарова Р.Н. (доверенность от 20.04.2009 N 10-02/17)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Министерства финансов Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2009,

принятое судьей Галаевой Т.И., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009,

принятое судьями Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,

по делу N А29-3553/2009

по заявлению государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2 VIII вида"

к Министерству финансов Республики Коми

о признании незаконным уведомления

и


установил:

государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2 VIII вида" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Республики Коми (далее - Министерство финансов) о признании незаконным уведомления от 25.02.2009 N 335 об уменьшении на 2009 год лимитов бюджетных обязательств на 436 250 рублей 55 копеек.

Определением суда от 03.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство образования Республики Коми (далее - Министерство образования), Отдел финансово-бюджетного надзора финансового управления Министерства финансов Республики Коми в Усть-Куломском районе (далее - Отдел финансово-бюджетного надзора).

Решением от 14.07.2009 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое уведомление признано недействительным в части уменьшения лимитов бюджетных обязательств на 311 412 рублей 79 копеек. В удовлетворении остальной части отказано.

Постановлением апелляционного суда от 21.09.2009 данное решение оставлено без изменения.

Министерство финансов не согласилось с принятым решением в удовлетворенной части заявленного требования и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суды нарушили требования статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применили (истолковали) статьи 198 (часть 1), 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На его взгляд, суд первой инстанции вышел за пределы своих полномочий, обязав Учреждение уточнить предмет спора, необоснованно восстановил срок на обжалование уведомления; оспариваемое уведомление вынесено в адрес главного распорядителя средств республиканского бюджета (Министерства образования) и не содержит каких-либо обязательных предписаний в отношении Учреждения, поэтому не нарушает прав и законных интересов последнего; Учреждение не занимается предпринимательской деятельностью, в связи с чем данный спор не подлежал рассмотрению в арбитражном суде; выплаты (доплаты за работу с тяжелыми условиями труда, материальной помощи, надбавок за сложность и напряженность, стимулирующих выплат, доплат за совместительство, оплаты отпуска) производились работникам при отсутствии к тому правовых оснований.

Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.

Отдел финансово-бюджетного надзора поддержал позицию Министерства финансов.

Учреждение и Министерство образования не согласились с доводами, изложенными в кассационной жалобе.

Заявитель и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления (в обжалуемой части) проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица; источниками формирования его имущества и финансовых ресурсов являются средства бюджета Республики Коми (республиканского бюджета).

Управление финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми (в лице Отдела финансово-бюджетного надзора в Усть-Куломском районе) провело ревизию финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.01.2007 по 31.10.2008, результаты которой оформило актом от 26.12.2008, и установило факты необоснованного расходования в том числе 311 412 рублей 79 копеек средств республиканского бюджета. Указанное произошло по причине допущенных нарушений при оплате труда работников Учреждения, а именно выявлены: перерасход фонда оплаты труда в результате доплаты водителю за работу с тяжелыми и вредными условиями труда по подстатье КОГСУ 211 в сумме 5 794 рубля и начислений на оплату труда по подстатье КОГСУ 213 в сумме 1 518 рублей (пункт 4.3 акта); факт необоснованных выплат в виде заработной платы сверх штатных единиц по подстатье КОСГУ 211 в сумме 39 852 рублей и начисления на оплату труда по подстатье КОСГУ 213 в сумме 10 441 рублей (пункт 4.4 акта); необоснованные выплаты за счет республиканского бюджета на содержание 0,5 ставки водителя по 10 разряду Единой тарифной сетки по подстатье КОСГУ 211 в сумме 26 832 рублей и начисления на оплату труда по подстатье КОСГУ 213 в сумме 7 030 рублей (пункт 5.3 акта); неправомерные выплаты в виде материальной помощи по подстатье КОСГУ 211 в сумме 34 589 рублей 49 копеек и по подстатье КОСГУ 213 в сумме 9 062 рублей 45 копеек, а также в виде завышенных надбавок за сложность и напряженность по подстатье КОСГУ 211 в сумме 17 572 рублей и по подстатье КОСГУ 213 в сумме 4 603 рублей, а также в виде стимулирующих выплат по подстатье КОСГУ 211 в сумме 66 420 рублей и по подстатье КОСГУ 213 в сумме 17 402 рублей (пункт 5.4 акта); неправомерные выплаты в виде доплат за выполнение работниками дополнительных функций по подстатье КОСГУ 211 на сумму 87 951 рублей и начислений по подстатье КОСГУ 213 в сумме 23 043 рублей (пункт 5.5 акта); необоснованные выплаты на оплату дополнительного отпуска работнику по подстатье КОСГУ 211 в сумме 3 533 рублей 76 копеек и начисления на оплату труда по подстатье КОСГУ 213 в сумме 925 рублей 85 копеек (пункт 5.7 акта); необоснованные расходы на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно (подстатья КОСГУ 212) в сумме 156 рублей (пункт 9.4 акта).

Уведомлением от 25.02.2009 N 335 Министерство финансов сократило Министерству образования на 2009 год лимиты бюджетных обязательств в том числе на оспариваемые 311 412 рублей 79 копеек; Министерство образования уведомлением от 25.02.2009 N 354 уменьшило Учреждению лимиты бюджетных обязательств в этом же размере.

Учреждение не согласилось с уведомлением Министерства финансов от 25.02.2009 N 335 и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 60.2, 72, 101, 173 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 12, 18, 19, 23.1, 38, 161, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", статьей 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 N 288, постановлением Совета министров СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий", приказами Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 168н, от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" и от 20.11.2007 N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений", постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78, статьей 61 Закона Республики Коми от 22.12.2006 N 131-РЗ "О республиканском бюджете на 2007 год", постановлением Правительства Республики Коми от 22.10.2007 N 241 "Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми", приказом Гособразования СССР от 20.08.1990 N 579, Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83, приказом Министерства образования Российской Федерации от 15.04.1993 N 138 "Об утверждении перечня высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться исходя из 9 - 10 разрядов ЕТС", постановлением Правительства Республики Коми от 28.07.2005 N 212 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми", Соглашением между Правительством Республики Коми и Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми от 15.04.2003 N 12 "О кассовом обслуживании исполнения республиканского бюджета Республики Коми", суд первой инстанции пришел к выводам о том, что средства республиканского бюджета в сумме 311 412 рублей 79 копеек Учреждение израсходовало по целевому назначению, а именно на оплату труда работников в пределах средств фонда оплаты труда; нарушений норм трудового законодательства оно не допустило, в связи с чем удовлетворил заявленное в этой части требование.

Апелляционный суд, дополнительно сославшийся на часть 1 статьи 198, статью 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 231, 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение в силе.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приказом Министерства финансов Республики Коми от 07.04.2006 N 98 утвержден Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям (получателям) средств республиканского бюджета Республики Коми по фактам нецелевого использования средств республиканского бюджета Республики Коми, установленным органами, наделенными функциями финансового контроля.

Пункт 2 этого Порядка не предусматривает возможности блокировки расходов бюджетного учреждения, минуя главного распорядителя (получателя) средств республиканского бюджета, поэтому оспариваемое уведомление от 25.02.2009 N 335 о сокращении лимитов бюджетных обязательств адресовано Министерству образования. Вместе с тем в названном уведомлении (в графе "Специальные указания") содержится ссылка на докладную записку Управления финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми от 19.02.2009 N 07-16/6, составленную по итогам ревизии финансово-хозяйственной деятельности Учреждения; выявленные проверкой нарушения явились основанием для сокращения лимитов бюджетных обязательств главному распорядителю средств республиканского бюджета. По этой причине Министерство образования уведомлением от 25.02.2009 N 354 уменьшило Учреждению лимиты бюджетных обязательств на сумму нецелевого использования средств республиканского бюджета.

Следовательно, уведомление Министерства финансов затрагивает права и законные интересы Учреждения.

Согласно статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Нецелевое использование бюджетных средств - направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Кодекса).

Представленные в дело документы свидетельствуют и суды установили, что средства республиканского бюджета по подстатьям КОСГУ 211 "Заработная плата" в сумме 246 346 рублей 49 копеек, КОСГУ 212 "Прочие выплаты" в сумме 156 рублей и КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" в сумме 65 066 рублей Учреждение израсходовало по целевому назначению: на оплату труда работников в пределах средств фонда оплаты труда.

Вывод судов соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное в данной части требование.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа


постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу N А29-3553/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий

М.Ю.ЕВТЕЕВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

Т.В.ШУТИКОВА