ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Поскольку по утверждению истца в спорный период ему были выделены бюджетные ассигнования, однако в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставление бюджетных средств в форме ассигнований осуществляется на содержание исключительно бюджетных учреждений и истец не является таким учреждением, требование о взыскании денежных средств, выделенных истцу из бюджета в форме ассигнований, в размере недофинансирования, является незаконным]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2005 г. Дело N Ф09-4079/05-С5


Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Матанцева И.В., судей Арсенова И.Г., Столярова А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу негосударственного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Индра" (далее - НОУ "СОШ "Индра") на решение суда первой инстанции от 04.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 19.10.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-17628/2005-С9.

В судебном заседании принял участие представитель Министерства финансов Свердловской области - Трофимова С.Н., ведущий специалист юридического отдела (доверенность от 11.01.2005 N 13-07).

НОУ "СОШ "Индра" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Министерства финансов Свердловской области в части отказа в финансировании деятельности заявителя по установленным нормативам с 01.01.2005.

Решением суда первой инстанции от 04.08.2005 (судья Плюснина С.В.) в удовлетворении требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.10.2005 (судьи Гавриленко О.Л., Гнездилова Н.В., Севастьянова М.А.) решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, НОУ "СОШ "Индра" с судебными актами не согласно, просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5, 12, 29, 31, 41 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в редакции от 29.12.2004, ст. 20, 22 Областного закона от 27.12.2004 N 211-ОЗ "Об областном бюджете на 2005 год".

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения НОУ "СОШ "Индра" в арбитражный суд с иском о признании незаконным бездействия должностных лиц Министерства финансов Свердловской области в части отказа в финансировании деятельности заявителя с 01.01.2005 послужил отказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в финансировании Ассоциации негосударственных образовательных учреждений, в состав которой входит НОУ "СОШ "Индра".

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в новой редакции Закона Российской Федерации "Об образовании" финансирование деятельности негосударственных образовательных учреждений с 01.01.2005 исключено, в связи с этим действия Министерства финансов Свердловской области суд признал правомерными. Довод заявителя о том, что Законом Российской Федерации от 10.07.1992 "Об образовании" полномочия по финансированию переданы субъектам Российской Федерации, которые должны выделять из бюджета субвенции, суд первой инстанции отклонил, указав, что в перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации включено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, финансирование негосударственных образовательных учреждений не отнесено к полномочиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод о том, что правовые основания для выделения субвенций негосударственным образовательным учреждениям отсутствуют.

Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции указал, что возмещение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" не предусматривается с 01.01.2005. Суд апелляционной инстанции также отметил, что граждане по своей воле и на основании договора могут получать образование за плату, тогда как государством гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, и сделал вывод о том, что производится финансирование только государственных и муниципальных гарантий на общедоступное и бесплатное образование.

Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными.

Пунктом 3 ст. 5, п. 7 ст. 50 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в редакции от 29.12.2004 в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливаются государственные гарантии прав граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно п. 13 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции от 29.12.2004) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации включено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 13 Областного Закона Свердловской области от 27.12.2004 N 211-ОЗ "Об областном бюджете на 2005 год" субвенции из областного бюджета местным бюджетам предоставляются на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования в муниципальных образовательных учреждениях.

В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций правильно отметили, что возмещение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, указанным законом с 01.01.2005 не предусматривается и обоснованно отклонил довод заявителя о том, что в новой редакции Закона Российской Федерации "Об образовании" полномочия по финансированию переданы субъектам Российской Федерации, которые должны выделять из бюджета субвенции на возмещение затрат гражданам, обучающимся в негосударственных учреждениях на платной основе.

Доводам, указанным в кассационной жалобе, дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.

Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, выводы судов соответствуют этим обстоятельствам.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции законны, обоснованны, отмене не подлежат.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 04.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 19.10.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-17628/2005-С9 оставить без изменения, кассационную жалобу негосударственного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Индра" - без удовлетворения.


Председательствующий

МАТАНЦЕВ И.В.

Судьи

АРСЕНОВ И.Г.

СТОЛЯРОВ А.А.