Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[С 01 января 2005 г. финансирование негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, поскольку прямое финансирование за счет государственных средств законодательством не предусмотрено. Правительство Москвы лишь вправе предоставлять бюджетные средства таким учреждениям и только в форме субсидий. Суд признал правомерным решение о том, что 25 частных учреждений города Москвы, имеющих высокую родительскую плату (свыше 30 тыс. руб.) смогут продолжить работу без бюджетного финансирования.]


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2011 г. N 09АП-9140/2011-АК


Дело N А40-131341/10-154-818

Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2011

Постановление изготовлено в полном объеме 14.06.2011

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Веклича Б.С.

судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Торопченковым К.В.,

при участии:

от заявителя: Тютюнин Д.А. по доверенности от 20.08.2010, удостоверение N 7765, Боганцева И.В. на основании решения учредителя от 25.11.2008;

от заинтересованного лица: Семенова М.В. по доверенности 06.12.2010 N 4-14-22988/0, удостоверение N 28214;

от третьих лиц: от Восточного окружного управления Департамента образования города Москвы - Граченков И.А. по доверенности от 16.05.2011 N 13/1-1105, Никитушкина Т.А. по доверенности от 28.04.2010 N 13/9-1059, от Департамента образования города Москвы - Семенова М.В. по доверенности от 30.11.2010 N 38-12-136, удостоверение N 28214,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Частного учреждения центр образования "Европейская Гимназия"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2011 по делу N А40-131341/10-154-818, принятое судьей Полукаровым А.В.

по заявлению Частного учреждения центр образования "Европейская Гимназия" (ОГРН 1037739224808107005, г. Москва, 2-я Бауманская, д. 7, стр. 1а)

к Правительству города Москвы

третьи лица: Восточное окружное управление Департамента образования города Москвы, Департамент образования города Москвы

о признании недействительным бездействия,


установил:

Частное учреждение центр образования "Европейская Гимназия" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства города Москвы, выразившегося в несовершении финансирования Частного учреждения центр образования "Европейская Гимназия" на 2010 год в размере 10 480 766 руб., и об обязании Правительства города Москвы совершить действия, предусмотренные Постановлением Правительства Москвы от 03.11.2009 N 1208-ПП "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы", направленные на восстановление права Частного учреждения центр образования "Европейская Гимназия" на финансирование деятельности данного учреждения, связанной с реализацией государственных образовательных программ, в соответствии с утвержденным нормативом финансовых затрат на содержание одного обучающегося, и перечислить на расчетный счет Частного учреждения центр образования "Европейская Гимназия" 10 480 766 руб. за 2010 год.

Решением суда от 09.03.2011 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представители заинтересованного лица и третьих лиц возражают против доводов жалобы, просят отказать в ее удовлетворении.

От Правительства города Москвы поступил письменный отзыв на жалобу.

Законность и обоснованность решения суд проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закон у или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Как усматривается из материалов дела, Частное учреждение центр образования "Европейская Гимназия" является негосударственным образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию и осуществляющим реализацию основных общеобразовательных программ.

По мнению заявителя, на основании п. 1 ст. 22 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве" и п. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 10.03.2004 N 14 "Об общем образовании в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 03.11.2009 N 1208-ПП "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы" Частное учреждение центр образования "Европейская Гимназия" имеет право на получение из бюджета города Москвы средств на финансирование расходов, связанных с реализацией общеобразовательных программ, однако в период с января по август 2010 года такое финансирование не осуществлялось, что противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований основанными на имеющих значение для дела фактических обстоятельствах, установленных судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

С 01.01.2005 пункты 6, 7 ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" утратили силу в связи с внесением в них изменений Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В результате изменений исключено право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования.

При этом Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к ведению субъектов Российской Федерации в области образования отнесено определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования (п. 1 ст. 29 Закона), законодательство субъектов Российской Федерации в области образования (п. 2 ст. 29 Закона), формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование (п. 9 ст. 29 Закона), установление нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации (п. 11 ст. 29 Закона).

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип самостоятельности бюджета, что означает право законодательных и исполнительных органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств бюджетов.

В соответствии с п. 6 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Поэтому с 01.01.2005 финансирование негосударственных образовательных учреждений стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, поскольку прямое финансирование за счет государственных средств законодательством не предусмотрено.

В соответствии со ст. 22 Закона г. Москвы от 21.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве" финансирование государственных образовательных учреждений города Москвы, входящих в городскую государственную и отраслевые системы образования города Москвы, а также негосударственных образовательных организаций с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с нормативами финансовых затрат на одного обучающегося, воспитанника, которые определяют минимальную стоимость обучения (содержания) одного обучающегося, воспитанника в год по каждому типу, виду образовательного учреждения, устанавливаются ежегодно Правительством Москвы и учитываются ежегодно в бюджете города Москвы на очередной финансовый год.

Софинансирование расходов на образование в городе Москве осуществляется из федерального бюджета путем предоставления субсидий и субвенций бюджету города Москвы в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, в пределах средств, определенных на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности негосударственных образовательных организаций не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

В силу ст. 20 Закона г. Москвы от 02.12.2009 N 10 "О бюджете города Москвы на 2010 год" в 2010 году субсидии из бюджета города Москвы предоставляются главными распорядителями средств бюджета города Москвы на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в пределах предусмотренных им ассигнований по соответствующим кодам бюджетной классификации.

Бюджетные субсидии предоставляются производителям товаров (работ, услуг) по результатам отбора получателей субсидий, проводимого главными распорядителями средств бюджета города Москвы, за исключением случаев предоставления субсидий юридическим лицам, осуществляющим деятельность по государственным регулируемым ценам (тарифам), и государственным автономным учреждениям города Москвы в рамках возмещения нормативных затрат на оказание государственных услуг, а также юридическим лицам, указанным в приложениях 4 и 6 к настоящему Закону.

Критерии отбора получателей субсидий, условия и правила их предоставления устанавливаются Правительством Москвы с учетом отраслевых особенностей.

Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2009 N 65-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 09.03.2010 N 198-ПП утвержден порядок предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий в сфере образования.

Согласно вышеуказанному постановлению порядок предоставления субсидий разработан в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет отраслевые условия, цели, категории и критерии предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) бюджетных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в сфере образования. Расходы в форме субсидий осуществляются за счет средств, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период Департаменту образования города Москвы и окружным управлениям образования Департамента образования города Москвы:

- на возмещение затрат или недополученных доходов при производстве (реализации) товаров, выполнении работ и оказании услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам) по соответствующему коду бюджетной классификации;

- получателям субсидий, указанным в законе о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период;

- на возмещение расходов или недополученных доходов при реализации целевых мероприятий и городских целевых программ, утвержденных правовыми актами города Москвы.

Без проведения отбора субсидии предоставляются следующим категориям получателей:

- осуществляющим деятельность по обучению детей в случае реализации ими основных общеобразовательных программ в размере норматива финансовых затрат на содержание одного обучающегося;

- осуществляющим оказание дошкольных образовательных услуг детям в размере норматива финансовых затрат на содержание одного воспитанника в случае реализации ими основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Расходы в форме субсидий предоставляются за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи Департаменту и окружным управлениям образования Департамента по соответствующим разделам бюджетной классификации расходов. Перечисление бюджетных средств осуществляется с лицевых счетов Департамента и окружных управлений образования, открытых в казначейских подразделениях Департамента финансов города Москвы, на расчетный счет получателя субсидий на основании отчета получателя субсидий о фактически состоявшихся расходах (недополученных доходах) в отчетном периоде и выполнении условий договора. Допускается плановое (предварительное) перечисление бюджетных средств в форме субсидий. Субсидии предоставляются Департаментом образования и окружными управлениями образования в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на соответствующий год. (Постановление Правительства Москвы от 03.02.2009 N 65-ПП "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий в сфере образования").

Согласно п. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 10.03.2004 N 14 "Об общем образовании в городе Москве" органы государственной власти города Москвы осуществляют финансирование расходов, связанных с реализацией государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, учебного плана, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

В силу п. 1 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 03.11.2009 N 1208-ПП "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы" на негосударственные образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы и имеющие государственную аккредитацию, распространяется норматив финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы на 2010 год с учетом установленного государственного статуса. На контингент воспитанников дошкольных групп и групп кратковременного пребывания детей в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы и имеющих государственную аккредитацию, распространяется норматив финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы на 2010 год по соответствующему виду учреждения.

На основании пунктов 3.44, 3.45 Положения о Департаменте образования города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.09.2008 N 877-ПП, Департамент образования города Москвы является главным распорядителем средств бюджета г. Москвы в части бюджетных ассигнований на образование, осуществляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, перечисление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям) из бюджета города Москвы, предусмотренных сводной бюджетной росписью бюджета города Москвы на соответствующий финансовый год в составе расходов государственных образовательных и иных государственных учреждений системы Департамента по разделам в том числе "Образование".

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено обязательное финансирование негосударственных образовательных учреждений. Правительство Москвы лишь вправе предоставлять бюджетные средства таким учреждениям и только в форме субсидий.

Решение о предоставлении субсидии и плановом порядке ее перечисления оформляется правовым актом Департамента образования города Москвы и договором (соглашением) между главным распорядителем и получателем субсидии (п. 3.4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2009 N 65-ПП). Пункт 3.5 Порядка предусматривает возможность отказа в предоставлении субсидии.

В рассматриваемом случае на заседании Временной комиссии по финансовому мониторингу организаций промышленности и строительства города Москвы от 19.11.2009 N 4-ФМ-26/09 принято решение с 01.01.2010 расторгнуть заключенные договоры с негосударственными образовательными организациями (п. 4 протокола - т. 2, л.д. 7 - 8).

В связи с поручением Мэра Москвы рассмотрен вопрос финансирования в 2010 году негосударственных образовательных учреждений. Принято решение о том, что 25 таких учреждений (среди которых Частное учреждение центр образования "Европейская Гимназия"), имеющих высокую родительскую плату (свыше 30 тыс. руб.) смогут продолжить работу без бюджетного финансирования (т. 2, л.д. 12 - 13,18).

В этой связи Законом города Москвы от 30.06.2010 N 31 внесены изменения в Закон г. Москвы от 02.12.2009 N 10 "О бюджете города Москвы на 2010 год", касающиеся уменьшения выплат субсидий по Восточному окружному управлению Департамента образования города Москвы.

Письмом от 23.12.2009 N 13-1/3496 Восточное окружное управление Департамента образования города Москвы сообщило заявителю о том, что договор на субсидию с 01.01.2010 заключаться не будет. Данный отказ заявителем в установленном порядке не обжалован и незаконным не признан.

В дальнейшем между заявителем и Восточным окружным управлением Департамента образования города Москвы был заключен договор от 01.09.2010 на период финансирования с сентября по декабрь 2010 года (т. 1, л.д. 27 - 28).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции подтверждает правильность выводов суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия со стороны Правительства Москвы, отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.

Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного решения.

Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,


постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2011 по делу N А40-131341/10-154-818 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.


Председательствующий судья

Б.С.ВЕКЛИЧ

Судьи

Н.Н.КОЛЬЦОВА

Д.Е.ЛЕПИХИН