Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Субъекты РФ вправе самостоятельно принимать на себя обязательства по финансовому, материально-техническому и иному обеспечению отдельных вопросов, прямо не отнесенных к их полномочиям, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Полномочия, прямо указанные в федеральном законе могут быть расширены при условии, что такие полномочия могут осуществляться только за счет и в пределах средств регионального бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета). Действующая редакция Закона РФ «Об образовании» не исключает право субъекта РФ осуществить собственное правовое регулирование по вопросу финансирования негосударственных общеобразовательных учреждений, осуществляющих деятельность в пределах государственных образовательных стандартов и имеющих государственную аккредитацию за счет собственных средств].


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4-Г06-52


14 февраля 2007г. г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пирожкова В.Н.

Судей Емышевой В.А., Еременко Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Московской области о признании недействующей статьи 14 Закона Московской области «Об образовании» от 27 июля 2006 года № 136/2006-03

по кассационному представлению прокурора участвующего в деле на решение Московского областного суда от 28 ноября 2006г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., объяснения представителя Московской областной Думы Факеевой Г.А. и представителя Губернатора Московской области Горячевой Ю.И., возражавших против удовлетворения кассационного преставления, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда отменить.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


УСТАНОВИЛА:

12 июля 2006 г. Московской областной Думы принят и 27 июля 2006 года Губернатором Московской области подписан Закон «Об образовании» от 27 июля 2006 года № 136/2006-03, который официально опубликован 3 августа 2006 года в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» № 140.

Исполняющий обязанности прокурора Московской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей, противоречащей п. 6.1 ст.29, ст.41 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года) статьи 14 указанного Закона, предусматривающей государственное финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений области, осуществляющих деятельность по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.

8 ноября 2006г. Московским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационном представлении ставит вопрос прокурор, участвующий в деле. Полагает, что решение суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям федерального законодательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что кассационное представление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии п.«е» ст.72, ч.2 ст.76 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации в области образования в силу п.п. 1,3 ст.3 Закона РФ «Об образовании» включает в себя Конституцию РФ, данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Оспариваемый закон Московской области «Об образовании» регулирует отношения в сфере образования и определяет принципы государственной политики, особенности построения и деятельности системы образования в Московской области, т.е. принят по предмету совместного ведения.

Согласно ст. 14 указанного закона Московской области негосударственные общеобразовательные учреждения, осуществляющие деятельность по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов, получают право на государственное финансирование со дня государственной аккредитации. Финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений осуществляется за счет субвенций, выделяемых из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов) по нормативам, установленным в системе образования Московской области.

Оспаривая статью 14 Закона области, прокурор ссылался на то, что Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», с 1 января 2005г. утратили силу положения статьи 41 указанного закона РФ, предоставляющие субъектам Российской Федерации право на государственное и муниципальное финансирование негосударственных образовательных учреждений в случае реализации ими основных общеобразовательных программ. В связи с чем статья 14 Закона области, сохранившая это положение противоречит п. 6.1 ст.29, ст.41 действующей редакции Закона РФ «Об образовании».

Прокурор полагает, что поскольку Закон РФ «Об образовании» допускает финансирование из бюджета субъекта РФ только государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, оспариваемая норма, допускающая финансирование из бюджета Московской области негосударственных общеобразовательных учреждений, противоречит федеральному законодательству и влечет неправомерное расходование бюджетных средств.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что субъекты РФ вправе самостоятельно принимать на себя обязательства по финансовому, материально-техническому и иному обеспечению отдельных вопросов, прямо не отнесенных к их полномочиям, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

При этом суд исходил из того, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) пунктом 2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации № 184-ФЗ от 6 октября 1999года (с дальнейшими дополнениями и изменениями) отнесено решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (пп. 13) (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ).

Пунктом 5 той же статьи указанного Федерального закона предусмотрено, что по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законом.

Таким образом, полномочия, указанные в п.2 ст. 26.3 ФЗ могут быть расширены при условии, что такие полномочия могут осуществляться только за счет и в пределах средств регионального бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета), а также это не должно противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Исходя из этого, суд пришел к правильному выводу о том, что Московская областная Дума в Законе Московской области «Об образовании», воспользовалась этим правом, установив полномочие органов государственной власти Московской области по организации государственной поддержки негосударственных образовательных учреждений, что не противоречит закону РФ «Об образовании».

В соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. В силу положений ст.ст.8,12 этого Закона негосударственные образовательные учреждения являются неотъемлемой составной частью системы образования, которую государство создает и поддерживает в целях обеспечения гражданам права на образование.

В силу п.1 ст.41 указанного Закона РФ деятельность образовательных учреждений финансируется в соответствии с законодательством.

Законом РФ «Об образовании» к ведению субъектов Российской Федерации в области образования отнесено определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования (п.1 ст.29), законодательство субъектов Российской Федерации в области образования (п.2 ст.29), формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование (п.9 ст.29); установление нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации (п. 11 ст.29).

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип самостоятельности бюджета, что означает право законодательных и исполнительных органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств бюджетов.

В соответствии с п.6 ст.85 БК РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Проанализировав приведенные нормы федерального закона, суд обоснованно пришел к выводу о том, что органы государственной власти Московской области были вправе осуществить собственное правовое регулирование по вопросу финансирования негосударственных общеобразовательных учреждений, осуществляющих деятельность в пределах государственных образовательных стандартов и имеющих государственную аккредитацию.

Доводы и.о. прокурора Московской области о том, что статья 14 Закона Московской области «Об образовании» противоречит п.6.1 ст.29, ст.41 действующей редакции Закона РФ «Об образовании» суд правильно признал необоснованными.

Действительно, Федеральным законом № 122-ФЗ от 8 августа 2004 года в Закон РФ «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2005 года утратили силу нормы прямого действия, обязательные для применения всеми субъектами РФ, которые гарантировали государственное финансирование негосударственных образовательных учреждений (п.4 ст.5, п.п.6,7 ст.41 Закона РФ «Об образовании» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года).

Вместе с тем, действующая редакция Федерального закона не исключает право субъекта РФ осуществить собственное правовое регулирование по вопросу финансирования негосударственных общеобразовательных учреждений, осуществляющих деятельность в пределах государственных образовательных стандартов и имеющих государственную аккредитацию за счет собственных средств.

Суд также правильно указал на несостоятельность ссылки заявителя на противоречие оспариваемой нормы п. 6.1 ст.29 Закона РФ «Об образовании», относящий к компетенции субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, поскольку данная норма Закона РФ «Об образовании» не регулирует вопросы финансирования образовательных учреждений.

Вывод суда о том, что статья 14 Закона Московской области «Об образовании» принята в пределах компетенции законодательного органа Московской области и не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем заявление прокурора не подлежат удовлетворению, основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Доводы кассационного представления прокурора фактически воспроизводят доводы заявления прокурора, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в решении суда.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Московского областного суда от 28 ноября 2006г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвующего в деле - без удовлетворения.