Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Федеральный законодатель закрепил условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности негосударственными образовательными учреждениями, которые вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Отсутствие обязательного бюджетного финансирования негосударственных образовательных учреждений в указанной части само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав гражданина.]


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 ноября 2011 г. N 1620-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

КАЛЬЯНОВА СЕРГЕЯ ИГОРЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 41 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина С.И. Кальянова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,


установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.И. Кальянов оспаривает конституционность статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", которая регулирует отношения в сфере финансового обеспечения образовательной деятельности.

Как следует из представленных материалов, С.И. Кальянов самостоятельно оплачивал обучение своего ребенка в негосударственном образовательном учреждении. Суд общей юрисдикции отказал ему в удовлетворении иска о признании права на финансовое обеспечение государственных гарантий получения бесплатного начального общего образования и взыскании соответствующих денежных средств.

Определением суда кассационной инстанции это решение оставлено без изменения.

По мнению заявителя, статья 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, не позволяет гражданам Российской Федерации получать государственные денежные средства в порядке финансирования общего образования в пределах федерального государственного стандарта независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения, а потому не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 15, 18 и 19.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные С.И. Кальяновым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Как следует из статьи 43 (часть 2) Конституции Российской Федерации и принятых в ее развитие положений пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании", государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Федеральный законодатель, действуя в пределах предоставленной ему дискреции, закрепил условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности негосударственными образовательными учреждениями, которые вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований (статья 46 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Оспариваемая заявителем статья 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" устанавливает порядок финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также регулирует отдельные вопросы привлечения образовательными учреждениями дополнительных финансовых средств. То обстоятельство, что эта статья не предусматривает обязательного бюджетного финансирования негосударственных образовательных учреждений в части обучения в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации


определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кальянова Сергея Игоревича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН