Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью; при недостаточности средств ответственность по его обязательствам несет учредитель.]


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 1999 г. No. 6980/98


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 02.06.98 и постановление апелляционной инстанции от 17.08.98 Арбитражного суда Республики Коми по делу No. А29-733/98.

Заслушав и обсудив доклад судьи, 
Президиум установил следующее.

Сыктывкарское муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение жилищно - коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к государственному образовательному учреждению "Профессиональный лицей No. 28" о взыскании 432264 рублей 28 копеек задолженности по оплате воды и приему сточных вод и 614434 рублей 69 копеек пеней за просрочку платежа.

Определением от 23.04.98 судом к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Решением от 02.06.98 исковые требования удовлетворены частично за счет Министерства финансов Российской Федерации: взыскано 117512 рублей 75 копеек задолженности, во взыскании пеней отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.08.98 решение оставлено без изменения.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием его обстоятельств.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Сыктывкарское муниципальное предприятие коммунального хозяйства (правопредшественник истца) в лице филиала "Горводоканал" и государственное образовательное учреждение "Профессиональный лицей No. 28" заключили договор от 01.10.95 No. 321 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в соответствии с пунктом 11.1 которого он ежегодно продлевался.

С 1996 по 1997 год оплата оказанных услуг ответчиком не производилась, вследствие чего образовалась задолженность и истец обратился в арбитражный суд.

Поскольку профессиональный лицей No. 28 является государственным образовательным учреждением и средств на оплату коммунальных услуг из федерального бюджета ему не выделялось, суд удовлетворил иск и в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации возложил субсидиарную ответственность на Министерство финансов Российской Федерации.

Согласно статье 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Уставом государственного образовательного учреждения "Профессиональный лицей No. 28" занятие предпринимательской деятельностью предусмотрено. В частности, лицей вправе оказывать дополнительные платные услуги, сдавать в аренду основные фонды и имущество, оказывать посреднические услуги. Следовательно, у него могли быть денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности, для погашения задолженности в случае отсутствия бюджетного финансирования или его недостаточности.

Суд не учел положения пункта 9 статьи 39 названного Закона о том, что образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у такого учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель.

Как следует из пункта 1.11 устава государственного образовательного учреждения "Профессиональный лицей No. 28", его учредителем является Министерство образования Республики Коми. Финансирование образовательных учреждений республики осуществляет Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми.

Без учета, анализа и исследования названных обстоятельств нельзя сделать однозначный вывод о невозможности лицеем самостоятельно погасить задолженность и о правомерности привлечения Министерства финансов Российской Федерации к субсидиарной ответственности.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


постановил:

решение от 02.06.98 и постановление апелляционной инстанции от 17.08.98 Арбитражного суда Республики Коми по делу No. А29-733/98 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.


И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К.ЮКОВ