Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[При недостаточности собственных денежных средств ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке

законности и обоснованности решений

(определений, постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 29 июня 2000 года Дело N А29-5547/99


Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего В.А. Ногтевой, судей: С.А. Прониной, Т.В. Синякиной, без участия представителей сторон, рассмотрев кассационную жалобу Министерства образования Российской Федерации, г. Москва, на решение от 22.02.2000 по делу N А29-5547/99 Арбитражного суда Республики Коми, судья Н.Д. Тренькина,


УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Республики Коми обратилось открытое акционерное общество "Сысолалес" с иском к государственному образовательному учреждению Профессиональному училищу N 7 о взыскании 2000 рублей задолженности за отпущенную электроэнергию и 1000 рублей пени за просрочку платежа на основании пункта 6 договора от 25.12.1995.

До принятия решения по спору истец в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, увеличил размер исковых требований по основному долгу до 1166009 рублей, пени - до 165178 рублей 76 копеек.

Определением от 11.10.99 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство образования Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Установив факт отсутствия бюджетного финансирования профучилища на коммунальные услуги, суд первой инстанции решением от 28.02.2000 взыскал сумму долга с Министерства образования Российской Федерации, поскольку на последнем в силу приказа Министерства образования Российской Федерации N 648 от 26.12.95 и Соглашения от 20.03.96, заключенного между Правительством Республики Коми и Правительством Российской Федерации, лежит обязанность по финансированию учреждений начального профессионального образования.

На состоявшийся по спору судебный акт Министерством образования Российской Федерации подана кассационная жалоба, в которой заявитель настаивает на его отмене как не соответствующего части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению кассатора, согласно названной норме закона, не являясь собственников имущества профессионального училища, Министерство Российской Федерации не несет ответственности по его обязательствам.

Кроме того, заявитель указывает, что Приказом Министерства образования Российской Федерации N 648 от 26.12.95 функции финансирования учреждений начального профессионального образования не возлагались на Министерство образования Российской Федерации.

Правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Республики Коми по делу N А29-5547/99 проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном статьями 171 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв сроком на три дня до 29.06.2000.

Изучив материалы дела, доводы заявителя кассационной жалобы, суд округа не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

Из материалов дела следует, что 25.12.95 между акционерным обществом "Сысолалес" и профессиональным училищем N 7 заключен договор на отпуск электрической энергии.

Счета, предъявляемые обществом за электроэнергию, потребленную в период с октября 1997 года по сентябрь 1999, училищем не оплачивались, вследствие чего у него образовалась задолженность в сумме 116009 рублей.

Размер задолженности сторонами не оспаривается. Платежи потребителем не производились из-за отсутствия денежных средств.

Данное обстоятельство училище подтвердило справкой Отделения федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по городу Сыктывкару от 05.11.99 (лист дела 66), согласно которой средства из федерального бюджета на оплату коммунальных услуг не выделялись ему ни в 1998, ни в 1999 годах.

Из имеющихся в материалах дела документов усматривается также, что должник (профессиональное училище N 7) не располагал собственными денежными средствами для обеспечения надлежащего исполнения договорных обязательств.

Согласно уставу профессиональное училище N 7 является государственным учреждением начального профессионального образования.

На основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В силу пункта 3 данной статьи особенности правового положения отдельных видов государственных учреждений определяются законом или иными правовыми актами.

Пунктом 9 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель.

Учредителем профессионального училища N 7 является Министерство образования и высшей школы Республики Коми (пункт 1.1 Устава). Однако ему в силу приказа Министерства образования Российской Федерации N 648 от 26.12.95 передана лишь часть полномочий учредителя учреждений начального профессионального образования, перечень которых содержится в пункте 1 приказа. При этом вопросы финансирования учреждений в данный перечень не входят.

Указанное полномочие учредителя на основании пункта 2 приказа N 648 оставило за собой Министерство образования Российской Федерации. Данное обстоятельство закреплено также в Соглашении о разграничении полномочий в области общего, среднего, начального профессионального и среднего профессионального (педагогического) образования, заключенного 20.03.96 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми.

Поэтому Арбитражный суд Республики Коми в силу пункта 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" и названных выше нормативных актов при наличии документов, подтверждающих отсутствие бюджетного финансирования и собственных денежных средств у профтехучилища на оплату потребленной электроэнергии, правомерно возложил предъявленные истцом расходы на Министерство образования Российской Федерации.

Основной должник в соответствии с Уставом является учреждением, финансируемым за счет средств государственного бюджета, следовательно, ответственность за нарушение обязательств несет с учетом вины в том виде, в каком она сформулирована в пункте 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку вина профессионального училища в несвоевременной оплате потребленной электроэнергии отсутствует, отказ суда во взыскании пени следует признать правомерным.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.02.2000 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-5547/99 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования Российской Федерации без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.


Председательствующий

НОГТЕВА В.А.

Судьи

ПРОНИНА С.А.

СИНЯКИНА Т.В.