Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Установив на основании учредительных документов, что институт является учреждением, суд прекратил производство по делу о его банкротстве, поскольку учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Таким образом, еще до устранения коллизии между п. 8 ст. 39 Закона РФ «Об образовании», допускающей банкротство образовательного учреждения на общих основаниях, и п. 2 ст. 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", прямо запрещающей банкротство учреждений, предпочтение отдается гражданскому а не образовательному законодательству как специальному – в отношении особого вида учреждений – образовательных учреждений.]


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 июля 2006 года Дело N Ф08-2860/2006


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции ФНС по г. Ессентуки Ставропольского края, в отсутствие должника - негосударственного образовательного учреждения "Ессентукский институт управления, бизнеса и права", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции ФНС по г. Ессентуки Ставропольского края на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2005 по делу N А63-280/2005-С5, установил следующее.

Федеральная налоговая служба России в лице Инспекции ФНС по г. Ессентуки Ставропольского края (далее - уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании негосударственного образовательного учреждения "Ессентукский институт управления, бизнеса и права" (далее - институт, должник) несостоятельным (банкротом). Требования обоснованы наличием у института просроченной свыше трех месяцев задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в общей сумме свыше 10 млн. рублей.

Определением от 26.07.2005 заявление принято судом, назначено судебное разбирательство в порядке упрощенного производства (т. 1, л.д. 1). Определением от 17.11.2005 суд прекратил производство по делу на том основании, что институт является учреждением. Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) на учреждение действие настоящего Закона не распространяется.

В кассационной жалобе уполномоченный орган просит отменить судебный акт. По мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела. Суд необоснованно не применил к спорным правоотношениям п. 8 ст. 39 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", согласно которой негосударственная образовательная организация может быть признана банкротом на общих основаниях.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа повторил доводы кассационной жалобы. В отзыве на иск институт указывает на законность и обоснованность обжалуемого определения. Проверив законность определения от 17.11.2005 исходя из доводов жалобы, выслушав представителя уполномоченного органа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о признании института несостоятельным (банкротом). Определением от 26.07.2005 суд назначил судебное разбирательство в порядке упрощенного производства.

Установив на основании учредительных документов, что институт является учреждением, суд прекратил производство по делу о его банкротстве. Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Аналогичное понятие учреждения как некоммерческой организации приведено в статье 9 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ (в редакции от 02.02.2006) "О некоммерческих организациях".

В материалы дела предоставлен Устав негосударственного образовательного учреждения "Ессентукский институт управления, бизнеса и права" (т. 1, л.д. 21-49), из которого следует, что институт является некоммерческой организацией и не имеет извлечение прибыли в качестве своей цели (пункт 1.2). В свидетельстве о государственной регистрации должника как юридического лица (зарегистрировано 12.05.93) указан статус института как учреждения (т. 1, л.д. 25).

Учредительные документы института суд оценил и установил, что они не оспорены и не признаны в установленном порядке недействительными. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о банкротстве, пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" действие названного Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

При таких обстоятельствах суд в силу прямого указания Закона (пункта 2 статьи 1 Закона о банкротстве), пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно вынес определение о прекращении производства по делу о признании учреждения несостоятельным (банкротом).

Доводы уполномоченного органа, изложенные в кассационной жалобе, следует отклонить, поскольку они опровергаются материалами дела и направлены на переоценку доказательств и выводов суда, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Таким образом, основания для отмены или изменения определения от 17.11.2005 (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) отсутствуют.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 03.07.2006. Постановление в полном объеме изготовлено 06.07.2006 (абзац 2 части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2005 по делу N А63-280/2005-С5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.