Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.]


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

11 апреля 2005 г. Дело N 09АП-2167/05-АК 

12 апреля 2005 г. 


(извлечение)


Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2005 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2005 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Д., судей - Ц., Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГОУ "Детская музыкальная школа N 108" г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2005 по делу N А40-55705/04-17-625 судьи Б. по иску/заявлению ГУО "Детская музыкальная школа N 108" к правительству г. Москвы о признании недействительным его распоряжения от 27.09.2004 N 1905-РП "О реорганизации Государственного образовательного учреждения Детской музыкальной школы N 108 г. Москвы", при участии: от истца (заявителя) - Г.И.В. - директора, приказ N 207/к от 31.10.1991, Г.О.А. по дов. N 23 от 15.11.2004, Н. по дов. N 23 от 15.11.2004, от ответчика (заинтересованного лица) - П. по дов. N 4-14-14288/4 от 31.08.2004,


УСТАНОВИЛ:

Государственное образовательное учреждение Детская музыкальная школа N 108 г. Москвы обратилось в арбитражный суд с заявлением к правительству г. Москвы о признании недействительным его распоряжения от 27.09.2004 N 1905-РП "О реорганизации Государственного образовательного учреждения Детской музыкальной школы N 108 г. Москвы".

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

При этом Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу о том, что на основании п. 1 ст. 57 ГК РФ ответчик как фактический учредитель заявителя был вправе принять оспариваемое решение.

Не согласившись с принятым решением, ГОУ "Детская музыкальная школа N 108" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, считая, что судом не полностью выяснены имеющие для дела обстоятельства, не доказаны имеющие значения для дела обстоятельства, не соответствуют выводы суда обстоятельствам дела, а также суд не применил законы, подлежащие применению, и неправильно истолковал законы.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в ней, и просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве на нее, и просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, пояснив, что школа N 108 не располагает помещением, не располагает той материально-технической базой, которая предусмотрена для обучения, и у учредителя и у собственника нет возможности улучшить условия работы, в связи с чем было принято решение о реорганизации.

Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, Государственное образовательное учреждение Детская музыкальная школа N 108 г. Москвы в соответствии с его Уставом является государственным образовательным учреждением, учредителем которого является Комитет по культуре Москвы.

Учредителем учреждения выступает правительство г. Москвы в лице уполномоченного им департамента (комитета, управления), префектуры административного округа и управы района г. Москвы, в ведомственном подчинении которого находится учреждение, которое утверждает по согласованию с Департаментом имущества г. Москвы устав учреждения, что определено п. 3.2.6 постановления правительства г. Москвы от 03.06.2003 N 419-ПП.

Следовательно, учредителем учреждения фактически является правительство г. Москвы, которое, в свою очередь, делегировало права учредителя Комитету по культуре г. Москвы.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно ст. 34 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств образовательного учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя.

Подобное положение закреплено и в Уставе Государственного образовательного учреждения Детской музыкальной школы N 108 г. Москвы.

Так, правительством Москвы принято распоряжение от 27.09.2004 N 1905-РП "О реорганизации Государственного образовательного учреждения Детской музыкальной школы N 108 г. Москвы".

Пунктом 2 указанного распоряжения определено считать ГОУ "ДМШ им. С.В. Рахманинова" правопреемником ГОУ "ДМШ N 108" в отношении всех прав и обязанностей ГОУ "ДМШ N 108".

В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Исходя из п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 основанием для принятия решения судом о признании акта государственного органа недействительным является наличие одновременно двух оснований: как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав.

Учитывая, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для удовлетворения заявленного требования у суда первой инстанции не имелось.

Ссылка заявителя на то, что при принятии решения не учтены права и интересы, предусмотренные Уставом ГУ ДМШ N 108 и соответствующими ФЗ, права участников образовательного процесса, не принимается во внимание, поскольку, как верно указано судом первой инстанции, ни ст. 57 ГК РФ, ни другими нормами законодательства не предусмотрено право участников образовательного процесса на участие в решении вопроса о реорганизации государственного образовательного учреждения.

Более того, уставом заявителя определены права и обязанности участников образовательного процесса, и право участников образовательного процесса на участие в решении вопроса о реорганизации государственного образовательного учреждения им не закреплено.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-55705/04-17-625 от 18 января 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.