Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

[В соответствии с изменившемся законодательством и введением в действие нового Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), представительству запрещено представлять интересы образовательного учреждения в области информационно-коммуникационных образовательной технологий, научной и иной деятельности, оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ.]


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 сентября 2010 г. по делу № 33-29038


Судья Иванова Н.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Строгонова М.В.,

судей Михалевой Т.Д., Дубинской В.К.

при секретаре Ч.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалевой Т.Д. гражданское дело по кассационному представлению И.о. прокурора Шацкого района Рязанской области на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 декабря 2009 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении иска И.о. прокурора Шацкого района Рязанской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Негосударственному аккредитованному частному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Современная гуманитарная академия" о признании деятельности незаконной и ее запрещении.


установила:

И.о. прокурора Шацкого района Рязанской области обратился в суд с иском к НАЧОУВПО "Современная гуманитарная академия" о признании образовательной деятельности, осуществляемой Шацким представительством НАЧОУВПО "Современная гуманитарная академия", незаконной и ее запрещении.

В обоснование иска ссылается на то, что НАЧОУВПО "Современная гуманитарная академия" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии <...>, выданной <...> года и действительной до <...> года, а также свидетельства о государственной аккредитации № <...>, выданного <...> года и действительному до <...>. При этом НОУ "Современная гуманитарная академия" реализует программы высшего профессионального образования в очной, заочно-очной (вечерней), заочной формах. Для представления интересов академии в городе <...> области, в соответствии с решением попечительского совета академии и на основании приказа ректора от <...> года, было создано представительство, расположенное по адресу: <...>, на базе муниципального образовательного учреждения "Шацкая средняя образовательная школа". В нарушение действующего законодательства представительство академии осуществляет образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий.

Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки не сообщил.

Представитель ответчика У. в судебное заседание явился, предоставил письменный отзыв на исковое заявление.

Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит И.о. прокурора Шацкого района Рязанской области по доводам кассационного представления.

Проверив материалы дела, выслушав представителя И.о. прокурора Шацкого района Рязанской области по доверенности - Л., представителя ответчика НАЧОУВПО "Современная гуманитарная академия" по доверенности - Б., обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия (НАЧОУВПО СГА) является негосударственным высшим учебным заведением, реализующим образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, основанных на применении телекоммуникационных (информационно-вычислительных) технологий для передачи и телевещания, а также сети Интернет и локальных вычислительных сетей для обеспечения доступа обучаемых к информационным образовательным ресурсам.

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относится использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п. 6 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 06 мая 2005 года № 137, образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий через сеть своих обособленных подразделений (филиалы).

В силу ч. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

В соответствии с п. 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 апреля 2001 года № 264 в целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и места жительства высшее учебное заведение было вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения на основе учебно-материальной базы представительства.

Положение о Шацком представительстве НАЧОУВПО СГА, утверждено <...> года, то есть в период действия указанной нормы Типового положения.

Судом первой инстанции правильно отмечено, что с 4 марта 2008 года Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года № 71 введено в действие новое Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), а ранее действовавшее Типовое положение утратило силу.

Новое Типовое положение уже не закрепляло возможности оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ в представительствах учебных заведений.

14 апреля 2008 года с учетом данного обстоятельства, ректором НАЧОУВПО СГА издан приказ № <...> о приведении деятельности представительств в соответствие с ч. 1 ст. 55 ГК РФ, и ныне действующее Положение о Шацком представительстве НАЧОУВПО СГА, утвержденное 06 апреля 2009 года, не содержит полномочия представительства на представление интересов академии в области информационно-коммуникационных образовательной технологий, научной и иной деятельности.

В настоящее время Шацкому представительству НАЧОУВПО СГА предоставлены полномочия только по представлению интересов юридического лица и осуществлению их защиты.

Согласно ст. 16 Федерального закона РФ "О высшем и послевузовском образовании" высшее учебное заведение обязано обеспечить студентов возможностью пользоваться библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения.

20 августа 2008 года НАЧОУВПО СГА заключило договор с Некоммерческим учреждением "<...>" об оказании услуг НАЧОУВПО СГА по информационному и библиотечному обслуживанию студентов НАЧОУВПО СГА, обучающихся по заочной форме обучения по месту их жительства.

Согласно условиям договора студенты НАЧОУВПО СГА получают доступ к фонду документов библиотеки и используют его в процессе самоподготовки, так как осваивают образовательные программы по заочной форме обучения.

Суд первой инстанции, исходя из указанных требований закона, обоснованно пришел к выводу, что в ходе рассмотрения дела нарушений Порядка использовании дистанционных образовательных технологий и действующего законодательства ответчиком не допущено, и исковые требования подлежат отклонению.

Судом первой инстанции дана правильная оценка показаниям студентки Ч.Н. находящимся в материалах дела. Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что она (Ч.Н.) поступила в Современную гуманитарную академию в <...> году и описывает процесс обучения с <...> года до 13 февраля 2008 года, то есть в период действия п. 39 Типового положения от 05 апреля 2001 года, разрешающего представительствам оказывать студентам помощь в освоении образовательных программ.

Сведений об осуществлении Шацким представительством НАЧОУВПО СГА каких-либо действий по обучению или контролю успеваемости после внесения изменений в действующее законодательство, то есть после 04 марта 2008 года, объяснения Ч.Н. не содержат.

Кроме того, Порядок использования дистанционных образовательных технологий, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 06 мая 2005 года № 137. допускает право образовательного учреждения при использовании дистанционных образовательных технологий организовывать учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Оставляя решение суда без изменения, доводы кассационного представления без удовлетворения, судебная коллегия учитывает, что согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, суд первой инстанции исследовал все доказательства, представленные сторонами, отразив их оценку в решении суда, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы кассационного представления не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено, никаких нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия


определила:

Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 декабря 2009 года оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.